24 August 2019  
[Главная] [Поиск] [Форум] [Ссылки] [Линкотека] [Библиотека]
Авторы
А.Т.Фоменко и Г.В.Носовский
Н.А.Морозов
Книги
М.М.Постников
Й.Табов
Проект `Хронотрон`
И.Кузьмин
В.И.Щербаков
Другие материалы
Публикации
Апокрифы
Аудио материалы
Стенограммы
Линкотека
Библиотека
Друзья

Официальный сайт А.Т.Фоменко и Г.В.Носовского

Первый в России журнал по КРИПТОИСТОРИИ

Электронный научный общественный альманах

НЕТ глобализации, ДА величию России.

Авиа Навигатор


Темы форума

ИМПЕРИЯ

КУНСТКАМЕРА
Счетчики
liveinternet.ru: показано число просмотров и посетителей за 24 часа

Находится в каталоге Апорт

Яндекс цитирования

Исправим ошибки!
Спонсор страницы
 

Миф о Гутенберге (технический аспект) Версия для печати
Публикации - Шумах Игорь
Список статей
Миф о Гутенберге (технический аспект)
1.1 Особенности производсва кожи в средневековье
Стр. 3
1.3 Средневековые государства и свободные города
Стр. 5
Стр. 6
1.5 Выводы
Глава 2. Классическая гравюра
2.1 Происхождение монет
2.2 Инструментарий и организация производства
Стр. 11
2.4 Средневековая конкуренция
Глава 3. Пуансон
3.1 Использование пуансона при чеканке монет
3.2 Методика Новикова / 3.3 Опыт датировки / 3.3.1 Огнепоклонники
3.3.2 Литые монеты
Глава 4. Винтовой пресс
4.1 Ручной типографский станок
4.2 Появление печатного пресса
4.3 Пресс и бумага
4.4 Фальсификации с бумагой
4.5 Фальсификации с книгопечатанием
4.6 Наборная техника древних римлян
5. Вместо заключения
Литература

3.1 Использование пунсона при чеканке монет.

    Метод чеканки монет с использованием пунсона,мог появиться на рубеже ХV - ХVI века.До рубежа ХV - ХVI века монеты должны быть выполненные с использованием штемпеля вырезанного железным резцом. Технология вырезки штемпеля железным резцом еще применялась на Руси в 90-е годы ХV века.

П. Г.Гайдуковым описывает чеканку монет на основании имеющихся штампов 1510-1533 г.г..: «В 1979 г. в Пскове при археологических раскопках был найден обломанный железный штемпеля для чеканки псковской денги. «Длина его сохранившейся части 32 мм, диаметр обломанной стороны 24 мм, рабочей - 22 мм . Рабочая часть имеет выпуклую форму и завершается плоской площадкой диаметром 14 мм, на которой расположена пятистрочная надпись, выбитая зеркально: ЕД/ПАГН/ВОКС/АКС/Я. Вокруг надписи в двух местах прослеживается часть жгутового ободка. Итак, найденный штемпель был предназначен для изготовления монет с надписью "IДЕНГА ПСКОВСКАЯ". Среди монет в.к.Василия III легко удалось отыскать денги, изготовленные подобным штемпелем. Они относятся к периоду после присоединения Пскова к Москве и датируются 1510-1533 гг.

    Штемпель изготовлен с помощью так называемого маточника. К такому выводу удалось прийти после его визуального осмотра. Считать, что надпись вырезана прямо на штемпельной заготовке, нет никаких оснований. Маточник - это орудие, подобное штемпелю, на рабочей части которого мастером-гравером вырезалось позитивное выпуклое изображение л.с. или о.с. монеты. С помощью стального закаленного маточника выбивали зеркальное вогнутое изображение на торцах целой серии железных стержней, превращая их тем самым в штемпели .» (Гайдуков)

Н.Ф.Котляр описывает аналогичный процесс чеканке монет средневековья : «Применялись два штемпеля цилиндрической или конической формы : нижний,неподвижно закрепленный в деревянной колодке,и верхний,который во время работы держал мастер.Изображения штемпелей одновременно отпечатывались на помещенном между ними монетном кружке вследствие удара молотком по головке верхнего штемпеля.Сами штемпели обычно изготовлялись на монетном дворе и были собственностью монетного сеньора, а не монетного мастера.

Каждый штемпель изготовляли вручную. Для этого употребляли набор пунсонов –железных стержней,на закаленных рабочих концах которых выпукло вырезаны буквы или детали букв и изображений.Пунсоны в определенных комбинациях последовательно забивали в железную болванку – заготовку штемпеля,создавая в ней обратное изображение будущей монеты.Для соединения в один рисунок отдельных пунсонов,а также для исправления дефектов применялся резец.» (Котляр,67-69)

Британскаская Энциклопедия 1771 oписывает практически аналогичный процесс чеканки, существовавший в Англии до 1694 года.

При штамповке монет с использованием пунсона, изображение становится на монете «объемным»,схематизм сменяется образностью изображения, что до того просто не было,и тем самым появляется возможность изготовлять на монетах лица не в анфас,а в профиль.Б.Р.Виппер в книге «Введение в историческое изучение искусства»пишет: «Итальянское Возрождение... создало особый вид прикладного искусства-портретную монету.И тогда возник новый,раньше почти неизвестный тип живописно портрета – профильное изображение»(Виппер).Это рубеж ХV- ХVI века. Так король Англии Генрих VII(1485-1509) начал помещать свой профиль на монетах. в первых годах ХVI столетия.

Обратимся к истории монет. С.В.Доля расположил в таблице образцы средневековой монетной чеканки, по Франции и Англии.Монеты расположены по временной шкале с шагом около 50 лет.


С.В.Доля пишет : « На что хотелось бы обратить внимание. До некоего периода, помеченного мною красной чертой, в стиле работы граверов много общего и за 500 лет он не много изменился.Изображение человеческого лица либо отсутствует вообще (Франция), либо имеет грубые,не имеющие ничего общего с конкретным правителем черты (Англия).На английских монетах,после норманнского завоевания утвердился иконографический анфас .
Но вот ,проходим красную ленточку и видим разительные перемены.Монеты все более начинают походить на римские денарии 1-3 веков.В обоих странах на монетах появляется лицо в профиль,сначала неловко,затем все более грамотно выполненое,пока не приближается (а точнее -начинает копировать) античные образцы.Обратите внимание на последние образцы.
Что послужило причиной синхронной смены парадигмы у граверов этих двух стран -мне пока не ясно,также как и точная дата смены дизайна.
Ясно одно,что в период 1500-1550 годов в сознании и технике граверов произошли глубокие изменения,особенно ярко видимые после периода 6-7 векового застоя.»

Недоумение Доля можно рассеять. Пятисотлетнего застоя в технике изготовления монет не было.На самом деле было совершенствование технологии изготовление монет с второй половины ХV в.Это нормальный процесс развития технологии.А то,что произошло на рубеже 1500 года в технологии изготовления монет объясняется просто.Монеты начали штамповать с использованием пунсона. Эта технология появилась после изобретения пунктирной монере графики на рубеже 1500 года.

«Можно переписать или сжечь летописи, сто раз описать победу христианства в X веке в "житиях святых", снести или перестроить древние церкви с символикой двоеверия, но перечеканить сотни потеряных монет никаким апологетам официальных теорий не под силу. (Хотя попытки подправить ситуацию и были - после захвата Твери набожные московиты перечеканили монеты с Жар-птицей на знак "Д"(деньги??).»(ММ) Тоже относится и к монетам с изображением лица в профиль.На первой рисунке изображена германская монета 1526 г. ,а на втором- монета «древнего» Рима.Третья монета – это монета Древней Греции 4 век до н.э.Техника исполнения идеинтичная.Это – ХVI век.

Тетрадрахма, 4 век пр.Хр., Пирхос

Отцом нумизматики считается аббат иезуит И. Экель (I. Eckhel, 1737 -1798), который впервые дал систему класифкации и изучения греческих и римских монет. Его "Doctrina Numorum Veterum" послужила краеугольным камнем для всех последующих сочинений по древней нумизматике. и даже теперь еще не утратила своего значения. Экель разделил все известные в его время античные монеты на чеканенный автономными городами, отдельными народами и царями (numI urbium, populorurn, regum). Римские монеты, в свою очередь, он делит на два главных отдела, республиканских и императорских, а последние еще на два класса - западной и восточной Римской империи. При расположении автономных монет им принять порядок географический, начиная с крайней западной части Европы, Португалии(Лузитании), идя на восток, через Азию, и кончая наиболее западной частью Африки, Мавритании. Города каждой провинции расположены в алфавитном порядке; монеты, выбитые на островах, описаны тотчас же за монетами близлежащих материков. За городскими автономными следуют монеты царей,властвовавших в тех же городах; но последние расположены уже вхронологическом порядке. Римские монеты республиканские или так называемые консульские расположены у Экеля по фамилиям монетных триумвиров,ставивших у римлян, во время республики, свои имена на государственной монете. Наконец, монеты императоров западной и восточной римской империй расположены в хронологическом порядке. Монеты, выбитые греческими городами под римским владычеством, хотя бы и с портретами цезарей,отнесены Экелем к классу греческих. Эта система, заканчивающая отдел античных монет римских последним императором Византии, чеканившим монету- Иоанном VIII (ум. 1448).(ЭБЭ )

Экель в книге ‘Doctrina Nummorum Veterum’( Vienne, 1796, tome VII, p. 361-366) показывает Antoninien - mI 253 на которой написано “ImperatorI CaesarI Caio Vibio Volusiano Augusto”

N° r11_0001 Antoninien - mi 253

В этой же книге изображен стартер Terina, датированный 420-400 до Р.Х.

Опять видим профиль .Значит монета также датируется не ранее ХVI века

В катологе Экеля древнеримские монеты западной империи – это монеты с профилем.Также монеты с профилем - римской республики.Это значит,что все эти монеты могут датироваться не ранее рубежа ХV –ХVI века.Фантазия историка-нумизмата поместила их в вымышленную Римскую империю.

Что же касается Восточной римской империи-то там немного монет с профилем.С профилем византийская монета скифатный солид. Считается,что первые типы скифатского солида чеканились при Василии II (976-1025гг.) и его соправителе Константине VIII. Монета датируется не ранее 1500 г.

Итак,иезуит Экель будучи «отцом нумизматики» объявил древними «римскими», «греческими» и « византийскими» монетами – монеты отчеканенные в ХVI векe. Основой его датировки считались письменные памятники античности.



След. >


  [Главная] arrow Публикации arrow Шумах И. arrow Миф о Гутенберге (технический аспект)
© 2001-2019. Все материалы сайта являются интеллектуальной собственностью их авторов.
Права на электронные версии - Кирилл Люков, http://imperia.lirik.ru.
Публикация, перепечатка без разрешения правообладателя, цитирование без указания автора - запрещены.
Сделано в Лаборатории сайтов

Спаму - бой!