24 August 2019  
[Главная] [Поиск] [Форум] [Ссылки] [Линкотека] [Библиотека]
Авторы
А.Т.Фоменко и Г.В.Носовский
Н.А.Морозов
Книги
М.М.Постников
Й.Табов
Проект `Хронотрон`
И.Кузьмин
В.И.Щербаков
Другие материалы
Публикации
Апокрифы
Аудио материалы
Стенограммы
Линкотека
Библиотека
Друзья

Официальный сайт А.Т.Фоменко и Г.В.Носовского

Первый в России журнал по КРИПТОИСТОРИИ

Электронный научный общественный альманах

НЕТ глобализации, ДА величию России.

Авиа Навигатор


Темы форума

ИМПЕРИЯ

КУНСТКАМЕРА
Счетчики
liveinternet.ru: показано число просмотров и посетителей за 24 часа

Находится в каталоге Апорт

Яндекс цитирования

Исправим ошибки!
Спонсор страницы
 

Миф о Гутенберге (технический аспект) Версия для печати
Публикации - Шумах Игорь
Список статей
Миф о Гутенберге (технический аспект)
1.1 Особенности производсва кожи в средневековье
Стр. 3
1.3 Средневековые государства и свободные города
Стр. 5
Стр. 6
1.5 Выводы
Глава 2. Классическая гравюра
2.1 Происхождение монет
2.2 Инструментарий и организация производства
Стр. 11
2.4 Средневековая конкуренция
Глава 3. Пуансон
3.1 Использование пуансона при чеканке монет
3.2 Методика Новикова / 3.3 Опыт датировки / 3.3.1 Огнепоклонники
3.3.2 Литые монеты
Глава 4. Винтовой пресс
4.1 Ручной типографский станок
4.2 Появление печатного пресса
4.3 Пресс и бумага
4.4 Фальсификации с бумагой
4.5 Фальсификации с книгопечатанием
4.6 Наборная техника древних римлян
5. Вместо заключения
Литература

3.3.2. Литые монеты.

А.А. Быков в книге «Монеты Китая»(Ленинград,1969)писал: "При раскопках древнейших китайских поселений и погребений раковины каури находят в больших количествах, доходящих до сотен экземпляров .Неоднократно обнаруживали каменные или бронзовые (иногда позолоченные) подражания каури шестиугольной или овальной формы с плоским основанием, которые также принимались за деньги. На выпуклой стороне некоторых из них видны выделенные точки и иероглифы. В китайских нумизматических сочинениях, а за ними и в европейских трудах бронзовые подражания каури обычно называют "монета - муравьиный нос" ( с.5). Таким образом,в Китае сначала раковина каури выполняло функцию денег как меры стоимости и накопления.Затем появились бронзовые подражания каури,которые также выполняли функцию денег.

Когда в Китае появились железные орудия труда, такие как мотыга и ножи.То они стали образцами других товаро - денег в форме мотыг и ножей. Монеты - мотыги и монеты-ножи на специальных формах отливались из бронзы.

В Китае не было золотых монет,а были монеты из серебра,меди и бронзы.

Считается,что круглые монеты из металла изобретены в Китае в ХIV веке до н.э. и распространились в греческие города, затем в Рим и Европу.Самые первые монеты цянь имели круглое отверстие для нанизывания на шнур и содержали данные о месте чеканки и весе . В эпоху Тан были выпущены бронзовые круглые монеты с квадратными отверстиями в середине в 621 г. Такие монеты без изменения формы выпускались до 1912 года. Танская династия создала устойчивый тип монеты цянь весом от 3,0-5,4 г, толщиной 24-26 мм и надписями из 4 иероглифов, верхний и нижний из которых читаются как "Нянь хао".Так обозначалось официальное имя китайского императора. Два других иероглифа подтверждали законность обращения монеты. Китайское бао - монета, тур.- монетный тип. Как правило,цянь нанизывали на шнур по 100 шт., 10 таких шнуров = дяо, или 1 гуаню. Однако на каждом из шнуров было обычно только 98 монет, в отдельных случаях 95. Число монет в 1 дяо (гуань) колебалось в зависимости от места их распространения и могло составлять 500, 700, 800, но обычно 920-974 цянь.

В правлении манчжурской династии Цин ( 1644-1912) не было единой монеты на территории Китая. Многие провинции выпускали свои монеты . Так ,провинция Чесцуан, выпускала свои монеты с 1736 по 1908 год. Они имеют достоинства в 5,10,20,30,50, 100 кэш.Так же монеты выпускали провинции Китая : Хонан, Хунан, Хупен, Кахсу, Киагнан, Киангси, Шинкианг, Кирин, Квантунг, Шантунг, Юннан.

Китайские монеты были литыми монетами. Машинная чеканка монеты в Китае появилась только в 1889 году. Нумизматы считают,что литье монет- это наиболее примитивная технология.Но литье монет и литер – это одна и та же технология. Впервые литье литер могло появиться в середине ХVI века. Для изготовления матриц для литер использовалась медь.Потому что медь легко поддавался тиснению и не размягчался при заливке в него расплавленного металла, из которого изготовляли типографские литеры. Старейшие из сохранившихся до наших дней матрицы относятся к середине XVI столетия.

А.М.Камышев пишет : «Первые китайские монеты отливались в каменных формах (из песчаника или известняка), где вырезались литейные полости самих монет и каналов, подводящих к ним металлический расплав.  Изготовление таких форм было трудоемким процессом, зато они использовались многократно.  При другом способе литейные полости или места будущих монет не вырезались, а формировались по монетам-образцам или по их моделям .По записям периода династии Мин модели "засыпались землей" мелкоструктурной глиной  угольным порошком в специальной деревянной раме. После уплотнения смеси и выемки образца-модели получалась плита из уплотненной смеси, в которой находилась часть литейных плоскостей монет и литниковых каналов - они составляли полуформу. Вторая половина формы изготавливалась таким же образом (но с отпечатком другой стороны монеты). Собранные формы в "сыром" виде или после просушки представляли собой закрытые целые литейные полости, которые через каналы заполнялись расплавом.  Теоретически описанные формы могли  использоваться многократно, когда они готовились  с повышенным содержанием глины и предварительно прокаливались, но выход из строя хотя бы одного гнезда требовал выбраковки всей полформы

На смену самому древнему способу литья в каменные, а затем сырые песчано-глинистые формы пришел новый способ - литье в сухие песчано-глинистые формы. Полуформы при этом отличались малой толщиной 5-20 мм. и небольшими габаритами 100 х 150 мм. которые для повышения производительности объединяли в многоярусные формы с единой литниковой системой. В одной стопке могло находиться от десяти до несколько десятков слоев, что позволяло получать за одну заливку до несколько сотен монет. Остатки литейных производств, использовавших указанную технологию во времена Восточной Ханьской династии  (24-220 гг. н.э.) были обнаружены в провинции  Хэнань. В металлургической печи нашли несколько сотен не пострадавших от времени комплектов форм, конструкция которых позволяла за один цикл получать более 80 отливок» (Камышев)

Описанный способ литья монет совпадает с процессом изготовления словолитной формы.Е.Л. Немировский пишет : «Первое технически грамотное описание словолитной формы, сопровожденное чертежами, мы находим в книге английского технолога Джозефа Моксона (1627-1700) "Механические упражнения, или Учение о ремеслах", изданной в Лондоне в 1683 г.( Moxon J. Mechanick expercises; or the Doctrine of Handyworks, applied to the art of printing. L., 1683. Vol. 2.). Второй том этого труда, обильно иллюстрированного чертежами и схемами, посвящен типографскому делу. Книга увидела свет почти через 250 лет после изобретения Иоганна Гутенберга. Но известно, что ремесленная техника феодального способа производства в течение столетий оставалась неизменной. Поэтому можно предположить, что с середины XV и до конца XVII в. словолитная форма изменилась мало.

По Моксону, словолитная форма составлена из двух металлических деталей сложной формы - нижней и верхней. Деревянная рубашка b, прикрепленная к деталям, позволяла словолитцу брать форму в руки в момент заливки в нее расплавленного металла. Нижнюю и верхнюю части формы складывали таким образом, чтобы выступы с входили в пазы g. Пирамидообразный литник при этом образовывали скошенные плоскости d и е, а рабочая полость возникала между плоскостями а. К отверстию в нижней части полости прижимали матрицу fg с углубленным рельефным изображением Е шрифтового знака. Матрица фиксировалась плоскостями I,I формы. Точное положение очка обеспечивала юстировочная игла h, крепившаяся на поводке. Иглу вставляли в отверстие в задней плоскости матрицы.

Комплексно с оборудованием словолитной мастерской читатель может познакомиться по репродукции гравюры, которую мы заимствуем из четырехтомного руководства по типографскому делу известного в свое время печатника и издателя Христиана Фридриха Гесснера (ум. 1756); руководство было издано в 1740-1745 гг. в Лейпциге. К этому времени изобретению Иоганна Гутенберга исполнилось уже 300 лет, да и труд Гесснера был приурочен к празднованию этого юбилея. Но мы думаем, что технология словолитного производства за эти долгие годы изменилась мало. Труд Гесснера по обыкновению тех лет имел длинное название: "Необходимое и полезное книгопечатное искусство и шрифтолитейное дело с его шрифтами, форматами и всеми относящимися к этому делу инструментами, изображенное и понятно описанное, а также краткий рассказ о происхождении и развитии книгопечатания, особенно же о типографах в Лейпциге и других городах Германии, которые через 300 лет после изобретения представлены миру (Cessner Ch.F. Die so nottig als nutziiche Buchdruckerkunst und Schriftgiessery , mit Ihren Schriften , Formaten und alien dazu gehorigen Instrumenten abgebildet, auch klarlich beschrieben, und nebst einer kurzgefassten Erzahiung von Vursprung und Fortgang der Buchdruckerkunst, Iiberhaupt, Isonderheit von den vornehmsten Buchdruckern In Leipzig und andern Orten Teutschlandes Im 300 Jahre nach Erfindung derselben ans Lich gestellt. Leipzig, 1740-1745.)

Оборудование словолитной мастерской.
По гравюре из книги Х.Ф. Гесснера. 1740-1745  гг.

В левой части гравюры изображена печь, в которой плавился типографский сплав. Представлен - в правой нижней части рисунка - и поперечный разрез плавильной печи. На печи и на расположенном рядом столе лежат различные инструменты словолитчика. Мы видим здесь и ложку, которой зачерпывали расплавленный металл и заливали его в словолитную форму. На полу около печи стоят различные емкости для слитков отдельных компонентов сплава. Словолитная форма изображена в верхнем правом углу гравюры. Она состоит из двух частей с выступами а и b, образующими литниковое отверстие. Металлические части словолитной формы помещены в деревянную рубашку h, предохранявшую руки словолитчика от ожога. В полости формы есть выступ g, благодаря которому на литере образуется сигнатура - поперечное углубление на ножке, помогающее наборщику определить правильное положение литеры при наборе. При отливке матрицу l помещают между направляющими в нижней части формы. Положение матрицы фиксируется иглой s, установленной на гибком поводке r. Между двумя частями формы на гравюре изображена только что отлитая литера р с литником q, который отпиливали, предварительно зажав литеру в тисках.» (Немировский)

Словолитные формы могли появиться не ранее середины ХVI века. (см.гл.Винтовой пресс)

А.М.Камышев пишет : «Свидетельством  применения  специальных моделей может служить и постоянное соотношение аверса и реверса монет, как тюргешских, так и тухуских, которого невозможно добиться при отливке монет в формы, изготовленные путем оттиска монет в сырую глину или алебастр. Только единожды отмечено расхождение в соотношении сторон у группы крупных тухуских монет, но внутри этой группы соотношение сторон сохранено, следовательно, и они отливались по формам, подготовленным с помощью моделей, только  эта модель несколько отличалась от первоначальной». (Камышев)

Таким образом,способ отливки монет ничем не отличается от способа отливки литер.Литеры и модели китайских монет изготовлялись с использованием пунсонов.Напомним наблюдение.Г.И. Новикова : «наличие у различных штемпелей совпадающей линии обрамления монетного поля позволяет предположить применение кольцевого пунсона, одинаковых полей под буквы – применение прямоугольного пунсона под одну, группу букв (строку) или всю легенду. Использование подобного вида пунсонов позволяет получить матрицу-шаблон. Перевод данной матрицы сразу на несколько маточников-заготовок с последующим вырезанием букв легенды (отсюда различие в изображении букв, а также отклонения в некоторых фрагментах даже при вырезании букв штемпелей одним и тем же мастером) дает различные штемпеля, имеющие одинаковые пропорции изображения.». В китайских монетах есть различие в изображение иероглифов на монетах,но везде присуствует одинаковые пропорции изображения,что свидетельствует,об использование пунсонов при изготовлении модели монеты.Это уже ХVI век.

Нажмите для просмотра увеличенного изображенияНажмите для просмотра увеличенного изображения

  • Китай, династия Тан, 618-907 гг.
  • 621 г.
  • медь; 24,7 мм; 4,5 г
  • Л.с.: Кай Юань Тун Бао (обращающаяся драгоценность начального периода)
  • {Дин 672}

 

Китайский дизайн монеты Тан предсставляет из себя четыре иероглифа расположенных на каждой стороне четырехугольника,который представляет собой дырку.

Китайцы нигде не писали,что они изобрели пунктируню манеру графики.Поэтому корректно сказать,что пунктирной манеры графики их научили европейцы,которые вервые достигли Китая морским путем в 1510 -20 годах.Тогда китайцы и могли увидеть первые монеты.

Впервые «китайский» дизайн монет начал использоваться в Европе только в 1541 году,когда « в Люненберге начали чеканить венденталер (нем. Wendentaler) тяжелую монету в две марки. Поводом для названия послужила круговая легенда на о. с., внутри которой помещены гербовые щиты Штральзунда, Висмара и Ростока и которая гласит: "MONET(a) CIVITAT(um) WANDAL(icarum)", что характеризовало венденталер как монету Вендского монетного союза. На л. с.- гербовые щиты гг. Люнебурга, Любека, Бремена и круговая легенда "STAT(us) DLJA(rum) MARCAR(um) LUBECE(e) N(sium)"»(СН)

Германия, вендский талер 1541, общая монета гг. Ростока, Штральзунда и Висмара, серебро .(СН)

На венденталере расположены три щита на каждой стороне треугольника.Также как на цянь,где по сторонам четырехугольнака расположены по иероглифу. Кстати,по весу цянь и венденталер совпадают.

В ХVI веке появились первые отлитые древне римские и греческие монеты. Ситается,что в Римской империи в 342 году в г.Кизике,который ныне Эрегли, Турция,штамповали монету ,заготовку которой отливали. С.В.Доля пишет : « Портрет императора выполнен со всей тщательностью, проработаны тончайшим и острым резцом волосы на голове, жемчужная диадема и интересная розетка, венчающая голову августа.Зубчики, которые видны по направлению на 11 и 5 часов есть ни что иное как следы литниковых каналов, по которым расплавленная медь текла по сотне маленьких форм, оттиснутых в глиняной плите.Затем медная шайбочка, заготовка, еще без изображения, вырубалась из литников, следы их на скорую руку зачищались и ударом штемпелей на ней отпечатывалось изображение.» Таким образом,на литых «древнеримских» заготовках чеканили лица профиль.Это датирует «древнеримские» монеты не ранее ХVI в.

Первая иезуитская миссия в Японии во главе с Александром Вильяни появилась в 1579 году . Cчитается, в Японии был выпуск монет с 708 – 903 годы.Затем был безмонетный период до 1413 года.Потом опять наступил безмонетный период « С 1587 г. регулярная отливка в Японии своей государственной медной монеты "китайского" образца возобновилась и продолжалась она вплоть до 1867 гг., когда была освоена чеканная технология монетного дела.» (Беляев)

Другими словами,в Японии изготовление монеты началось в 1587 году.Отливка монеты в Японии началась черех восемь лет как в Японии появились иезуиты. В 80-х гг. XVI в. в Японии начался процесс объединения государства, завершившийся в 1603 г. установлением сёгуната династии Токугава, т.е. власти военной знати. Сёгунат рода Токугавы просуществовал вплоть до середины XIX в.Монеты которые в Японии датируются с 708 по 903 годы и 1413 годом – эти монеты,которые могли изготовляться с 1587 года по 1603 год в других городах Японии до окончательного объединения страны сегунами. Также нельзя отрицать возможность,что эти монеты могли изготовляться и позже.Нельзя забывать,что Япония была закрыта для европейцев до середины ХIХ века.

Первые отцы –иезуиты Михаил Руджиеро и Пацио прибыли в Китай в 1581-1582 годах.«Отец Маттео Рикки ,начинавя с 1583 г.приобрел значительное положение для Ордена Иезуитов в главных городах китайской империи.Уже в 1599 году был заложен в Нанкине первый католический храм,а в 1601 году он получил в Пекине аудиенцию у императора Ван-Ли.Отец-иезуит Рикки поднес императору шедевры механической техники,никогда еще не виданные в Китае : стенные и карманные часы.Император Ван-Ли был настолько очарован изобретательным иностранцем, что сразу же согласился разрешить ему доступ ко двору,даровал ему пенсию и поручил ему составить большую стенную карту Китая.Рикки выполнил эту задачу с таким искусством,что император немедленно приказал выткать на шелку десять таблиц этой карты и повесить их в своей комнате. Но Рикки воспользовался этим случаем для того,чтобы сделать что-нибудь и для религии,он поместил на белых местах карты кресты и тексты из Священного Писания.Благодаря этому остроумному соединению научного преподавания с миссионерской деятельностью христианство ступило твердой ногой в Пекине.»(Бемер)

Изложенное,позволяет сказать,что древние китайские монеты появились в Китае с появлением иезуитов не ранее конца ХVI века.В Китае не было выпуска золотых монет,а были серебрянные и бронзовые монеты.Это также свидетельствует о том,что Китай влился в уже существующие экономическое пространство где функционировали монеты. Монеты эпохи Тан говорят о том,что не существовало самой династии Тан(618-907).О том,что династия Тан вымышленна доказал Уве Топпер без анализа монет.

Когда в эпоху Тан начали выпускать бронзовые круглые монеты с квадратными отверстиями можно сказать определенно.Впервые олово начали добывать в Германии в 20-х годах ХVII века.Тогда впервые появилась бронза,с примесью олова более 2%.Тем самым бронзовые монеты эпохи Тан начали выпуcкать не ранее 20 –х годов ХVII века.(см.И.Шумах.Когда начали писать историю)Такие монеты без изменения формы выпускались до 1912 года.К этому же времени относится появление монет - мотыг и монет-ножей,которые отливали на специальных формах из бронзы.

Многочисленные подражания китайским монетам в странах юго-восточной Азии появились тогда же ,когда и монеты в Китае – в конце ХVI - ХVII века. «Первые корейские монеты (в Х веке –авт.)особой популярностью не пользовались, и продержались в обращении они недолго. Примерно через полвека произошёл полный возврат к натуральному обмену. При этом основной «валютой» служили рис и свитки ткани, а для особо крупных платежей изредка использовались слитки серебра (из-за своеобразной формы их часто называли «серебряные бутылки»). Впоследствии корейские власти предприняли ещё несколько попыток ввести монеты в обращение, но и эти попытки окончились неудачей. По причинам, о которых до сих пор довольно горячо, но безуспешно спорят историки, натуральный обмен оставался в Корее главной (и, по сути, единственной) формой торговли необычайно долго, вплоть до конца XVII столетия

Постоянная чеканка монеты началась в Корее поздно, только в середине XVII века. В 1633 монеты были изготовлены в порядке эксперимента, а с 1679 года их отливка стала производиться регулярно. На этот раз монеты вошли в повседневный быт и стали постепенно вытеснять из обращения рис и свитки ткани. Внешний вид этих монет мало отличался от первых «экспериментальных» медных денег, выпущенных в обращение почти семью столетиями раньше: небольшие медные монетки круглой формы с квадратным отверстием посредине. В этом, впрочем, нет ничего удивительного, ведь традиция монетного дела в Восточной Азии в XVII веке была в общем и целом той же, что и в X веке.» (Ланьков) Таким образом,в Корее появились первые медные монеты в 1633 году.

Нумизматический факты говорят о том,что не было китайских династий до династии Мин(1368-1644).Но когда началась династия Мин монеты не говорят.(см.Фальсификации с бумагой)

Таким образом,изготовление литых монет с использованием шаблона сделанного манерой пунктирной графики датируется не ранее второй половины XVI века.

* * *

Появление пунктирной манеры графики на рубеже 1500 г. позволило изготовлять пунсон необходимый для штамповки монет. Все монеты выполненные с использованием пунсона датируются не ранее рубежа 1500 г,в том числе и литые монеты.

Необходимо отметить,что древние монеты являлись и являются доходным бизнесом.Поэтому существует множество подделок под старину. В 1873 году в Германии умер знаменитый фальшивомонетчик «античного профиля» Беккер,вырезавший 622 штампа, которыми «чеканили массу золотых и серебрянных подделок римских ауресов и денариев.Эти подделки до начала ХХ века засоряли многие музейные собрания.

Иоганн Гутенберг не мог сделать первые литеры с использованием пунсона в 1440 году. Потому что манера пунктирной графики была изобретена на рубеже 1500 года.



След. >


  [Главная] arrow Публикации arrow Шумах И. arrow Миф о Гутенберге (технический аспект)
© 2001-2019. Все материалы сайта являются интеллектуальной собственностью их авторов.
Права на электронные версии - Кирилл Люков, http://imperia.lirik.ru.
Публикация, перепечатка без разрешения правообладателя, цитирование без указания автора - запрещены.
Сделано в Лаборатории сайтов

Спаму - бой!