24 August 2019  
[Главная] [Поиск] [Форум] [Ссылки] [Линкотека] [Библиотека]
Авторы
А.Т.Фоменко и Г.В.Носовский
Н.А.Морозов
Книги
М.М.Постников
Й.Табов
Проект `Хронотрон`
И.Кузьмин
В.И.Щербаков
Другие материалы
Публикации
Апокрифы
Аудио материалы
Стенограммы
Линкотека
Библиотека
Друзья

Официальный сайт А.Т.Фоменко и Г.В.Носовского

Первый в России журнал по КРИПТОИСТОРИИ

Электронный научный общественный альманах

НЕТ глобализации, ДА величию России.

Авиа Навигатор


Темы форума

ИМПЕРИЯ

КУНСТКАМЕРА
Счетчики
liveinternet.ru: показано число просмотров и посетителей за 24 часа

Находится в каталоге Апорт

Яндекс цитирования

Исправим ошибки!
Спонсор страницы
 

Миф о Гутенберге (технический аспект) Версия для печати
Публикации - Шумах Игорь
Список статей
Миф о Гутенберге (технический аспект)
1.1 Особенности производсва кожи в средневековье
Стр. 3
1.3 Средневековые государства и свободные города
Стр. 5
Стр. 6
1.5 Выводы
Глава 2. Классическая гравюра
2.1 Происхождение монет
2.2 Инструментарий и организация производства
Стр. 11
2.4 Средневековая конкуренция
Глава 3. Пуансон
3.1 Использование пуансона при чеканке монет
3.2 Методика Новикова / 3.3 Опыт датировки / 3.3.1 Огнепоклонники
3.3.2 Литые монеты
Глава 4. Винтовой пресс
4.1 Ручной типографский станок
4.2 Появление печатного пресса
4.3 Пресс и бумага
4.4 Фальсификации с бумагой
4.5 Фальсификации с книгопечатанием
4.6 Наборная техника древних римлян
5. Вместо заключения
Литература
4.3.Пресс и бумага.

Процесс изготовления льняной бумаги средневековья можно описать так:

Первая фаза :Первоначально льнянные тряпки просто сгнивали в ямах. Затем технология усложнилась тряпки стали сортироваться и промываться в емкости, имеющей отверстия для стока воды. После этого тряпки оставляют гнить в течение четырех-пяти дней. Сырые распадающиеся куски тряпок мелко нарезают и отбивают в течение нескольких часов в чистой проточной воде, оставляют разлагаться в течение недели, опять отбивают, опять оставляют гнить, и так несколько раз до тех пор, пока тряпки не распадаются окончательно в текучую водянистую массу, которую выливают в огромный чан, наполненные водой, где с помощью пестов разрыхляется окончательно. Иногда, особенно для писчей бумаги, к массе в чане подбавляли клей, т.к. на проклееной бумаге чернила не растекаются. Волокна разделяются, чтобы превратиться в ровную кашицу молочного цвета.Поначалу эта работа выполнялась вручную,затем начали использовать силу водянных мельниц.

Вторая фаза :При изготовлении бумаги бумажник использует форму в виде деревянной рамы с натянутой на ней проволочной тонкой сеткой.Бумажник зачерпывает из чана нужное для листа бумаги количество жидкой кашицы и трясет раму над чаном, чтобы вода стекала и волоконца сволакивались.Затем когда лист на сетке примет нужную форму, рабочий переворачивает раму на кусок войлока или сукна, и лист падает туда; сверху на этот еще сырой лист накладывается снова кусок войлока, на него кладется новый лист бумаги, и т. д. Когда наберутся два-три десятка листов, то вся кипа поступает под пресс и подвергается сильному сжатию.

До изобретения винтового пресса мастер с подмастерьями прижимали плиту своим весом, камнем,или другим гнетом.Такая бумага напоминала китайскую бумагу и была похоже на «лепёшку наподобие войлока». Первая бумага была неровная и рыхлая.На такой бумаге можно было писать.Но она очень быстро разрушалась. Тряпичная бумага наименее биостойка. «Уже на первой недели рост и развитие микроскопических грибов оценивался на ней в 2-3 балла, т. е. была возможна и визуальная оценка. Эта бумага по питательной ценности, видимо, больше всего отвечает потребностям микроскопических грибов.» (Бурцева) М.М.Постников в связи с этим отмечает,что «специалисты говорят, что тряпичная бумага при неблагоприятных условиях хранения великолепная питательная среда для плесени и грибов, которые за два месяца способны уничтожить до 60% бумажных волокон.»

Под неблагоприятными условиями понимается самая обыкновенная сырость в помещении. При повышенной влажности воздуха волокна бумаги поглощают влагу из воздуха и расширяются в поперечном направлении. Из-за этого бумага становится волнистой. При пониженной влажности воздуха испаряется влага, содержащаяся в бумаге, и происходит усадка волокон бумаги в поперечном направлении. Из-за этого бумага вспучивается вверх. Данное явление особенно часто происходит в зимнее время.Сырость вызывает целый ряд различных заболеваний бумаги.Книги и рукописи написанные на бумаге имеют биологические повреждения, вызванными микроскопическими грибами. «Рост плесени наблюдается и на бумаге, и на переплетах, что ведет к разрушению материала, пигментации, повреждению текста и рисунков. Кроме того, многие плесневые грибы, выделенные из книг и рукописных материалов, являются условно патогенными микроорганизмами, и при определенных условиях способны вызывать серьезные ( порой неизлечимые) грибковые заболевания (микозы), а также аллергозы различной степени тяжести.» (Антропова)

М.Вибер пишет : «Бумага должна быть сухой не только тогда, когда художник приступает к работе, но ее следует всячески оберегать от влаги в процессе изготовления, так как иначе клей начинает загнивать — он разлагается и делает бумагу негодной. Фабриканты-англичане, которым неизвестно почему принадлежит монополия снабжения всеми материалами акварели, посылают громадное количество бумаги во Францию и из-за экономии везут ее водой до самого Парижа. Во время перевозки бумага многие недели находится в трюмах судов; после выгрузки она попадает на склады комиссионеров-оптовиков, у которых лежит грудами на полу и в подвалах до тех пор, пока не распродается мелким торговцам. Здесь она, наконец, просохнет, но... она уже испорчена. Единственное средство иметь доброкачественную бумагу — это внимательно и с осторожностью выбирать ее. Купив лист, другой, и испробовав их, следует запастись бумагой, оказавшейся годной. Сохраняемая в сухом месте при ровной температуре бумага не портится и делается даже лучше.(Вибер )

Долговечность льнянной бумаги возрастает,когда масса бумаги хорошо промыта водой,а затем влажная листы бумаги хорошо отжаты прессом.

Неотжатая бумага винтовым прессом пригодна для фиксации оперативной информации. О том,что еще в конце ХV века не было стойкой бумаги,которую можно было долго хранить свидетельствует факт,что Кембриджский университет в 1480 году принимал в качестве залога за ссуды только книги, писанные на пергаменте.

Бомбицина - толстая и мягкая бумага ,имеет формат широкого листа.Такая бумага отжатая прессом .Каждая партия бомбицины имеют одинаковую толщину листов.Одинаковую толщину листов просто под гнетом получить невозможно.

Какая разница между печатным прессом и прессом для бумаги в плане винта?Принципиальной разницы нет.Необходим винт ,который бы создавал давление.Причем давление для отжима бумаги,которая лежит между войлоком должно быть не менее 4-5 тонн.Иначе останется очень много воды в листах бумаги.Поэтому самая раняя известная тряпичная бумага дошедшая до нас может датироваться 1540 годами,т.е.тем временем когда ювелир из Аугсбурга изобрел усовершествованный вертикальный пресс,который впоследствии был усовершенствован мастерами бумажного цеха. Этот факт потверждает история живописи.К наиболее старым живописным работам на бумаге относят находящийся в Лувре этюд головы, выполненный одним из художников школы Леонардо да Винчи. Другой работой считается картон (примерно 1529-1530 гг.), написанный для изготовления шпалеры. Известно также, что бумагой как основой для живописи пользовался Гольбейн, он предварительно наклеивал ее на доску.

Разница между бомбициною и хорошо отжатой бумагой заключается в том,что в первом случае использовался довольно примитивный винтовой пресс 40-х годов ХVI века.

«Появившийся печатный станок предъявил к бумаге новые требования.она должны была стать более гладкой,ровной,прочной,упругой и эластичной,хорошо впитывать краску.И именно это стимулировало прогресс в ее производстве.Так обычно и бывает:производство ставит задачу,и из предлагаемых решений выбирается нужное.А иначе если оно и появится,то не получится развития,так как неясно,ради чего надо нести затраты.»(Валянский,.78). Появление нового вертикального пресса отметили историки : «Бумага русских и южно-славянских рукописей XIV и XV веков, западно-европейского производства, — относительно толста и мягка. Ее листы имеют несколько иной формат сравнительно с современными листами: они более низки и более широки, так что книга в лист XIV или XV века часто производит впечатление книги в большой поллист. Эту бумагу обыкновенно вызывают бомбициною. Бумага конца XVI и XVII века, также западно-европейского производства, отличается уже значительною тонкостью и по величине листов мало чем отличается от современной писчей бумаги.» (Соболевский)

Только с появлением отжатой бумаги на винтовом прессе второй половины ХVI века,бумага начали поступать в свободную продажу,т.к. бумагу уже можно было длительно хранить. Историк и географ Джованни Ботеро в 1598 г. писал,что Москва по величине и архитектуре является «четвертой первоклассной столицей мира после Константинополя,Парижа и Лиссабона»(GiouannI Botero Benese. Kella Ragion dI Stato,Venetia,1630,p.364).Так,впервые в Москве в 1580 г. появились книжные ряды торговавшие книгами и писчей бумагой.(Осипов)

Тонкая бумага , отжатая прессом, как и винтовой пресс для печати,появилась в середине ХVI века.К этому же времени относится и появления картона,который без пресса изготовить невозможно. Картон отличается от бумаги только большею толщиною листов от 0,5 до 10 мм. Картон выделывается или прямо черпанием толстых листов, что дает картон неровный и рыхлый, или соединением нескольких тонких листов, что дает лучшие сорта картона. Соединение листов производится различно. Картон неклееный,натуральный изготовляется прямым наложением и сдавливанием только что отформированных мокрых листов под прессом . Картон высших сортов,идущий для живописи, изготовления игральных карт изготовляется путем склеивания листов клеем с последующим сдавливанием под прессом. Игральные карты впервые отмечены в письменном английском языке в 1598 г. (1598 Florio, Cбppari,..those markes vpon the playing cards called spades)

Третья фаза. Затем листы развешиваются на веревках для окончательной просушки. Готовые, высушенные листы разбирались по сортам и продавались пачками. На первых порах в некоторых образцах бумаги присуствовали длинные, выдающиеся из общей ровной поверхности бумаги волокна, иногда были видны даже кусочки тряпок. Бумага была рыхлой,грубой не очень прочной, недоброкачественной, сероватого или желтого цвета.При изготовление белой бумаги,просушенные листы мылись,потом просушивались,затем опять мылись,просушивались и так до тех пор пока бумага не становилась белой.
В 1700 году из Китая в Европу был завезен каолин,который является наполнителем бумаги и одним из компонентом для изготовления белой бумаги.(Kaolin)Таким образом,если в белой льнянной бумаге датируемой до 1700 имеется коалин,-то эта бумага выпущена после 1700 года,а текст на ней является подделкой под старину.

Появление вертикального пресса немецкого ювелира в 1540-х годах создало современную плотную бумагу и картон,а также первый печатный станок.



След. >


  [Главная] arrow Публикации arrow Шумах И. arrow Миф о Гутенберге (технический аспект)
© 2001-2019. Все материалы сайта являются интеллектуальной собственностью их авторов.
Права на электронные версии - Кирилл Люков, http://imperia.lirik.ru.
Публикация, перепечатка без разрешения правообладателя, цитирование без указания автора - запрещены.
Сделано в Лаборатории сайтов

Спаму - бой!