24 August 2019  
[Главная] [Поиск] [Форум] [Ссылки] [Линкотека] [Библиотека]
Авторы
А.Т.Фоменко и Г.В.Носовский
Н.А.Морозов
Книги
М.М.Постников
Й.Табов
Проект `Хронотрон`
И.Кузьмин
В.И.Щербаков
Другие материалы
Публикации
Апокрифы
Аудио материалы
Стенограммы
Линкотека
Библиотека
Друзья

Официальный сайт А.Т.Фоменко и Г.В.Носовского

Первый в России журнал по КРИПТОИСТОРИИ

Электронный научный общественный альманах

НЕТ глобализации, ДА величию России.

Авиа Навигатор


Темы форума

ИМПЕРИЯ

КУНСТКАМЕРА
Счетчики
liveinternet.ru: показано число просмотров и посетителей за 24 часа

Находится в каталоге Апорт

Яндекс цитирования

Исправим ошибки!
Спонсор страницы
 

Миф о Гутенберге (технический аспект) Версия для печати
Публикации - Шумах Игорь
Список статей
Миф о Гутенберге (технический аспект)
1.1 Особенности производсва кожи в средневековье
Стр. 3
1.3 Средневековые государства и свободные города
Стр. 5
Стр. 6
1.5 Выводы
Глава 2. Классическая гравюра
2.1 Происхождение монет
2.2 Инструментарий и организация производства
Стр. 11
2.4 Средневековая конкуренция
Глава 3. Пуансон
3.1 Использование пуансона при чеканке монет
3.2 Методика Новикова / 3.3 Опыт датировки / 3.3.1 Огнепоклонники
3.3.2 Литые монеты
Глава 4. Винтовой пресс
4.1 Ручной типографский станок
4.2 Появление печатного пресса
4.3 Пресс и бумага
4.4 Фальсификации с бумагой
4.5 Фальсификации с книгопечатанием
4.6 Наборная техника древних римлян
5. Вместо заключения
Литература

2.2.Инструментарий и организация производства.

IРоберт Бойль (Boyle ) (1627 -1691), английский химик и физик,еще в 70-80 годы XVII века пользовался весами с точностью от 1 до 0,5 грана, т. е. от 60 до 30 мг,что в граммах до второго знака после запятой.

Появление точных весов,которые могли определять вес в граммах непосредственно связано с появлением аптек . Аптекарем становился помощник врача,который ассистировал его и изготовлял лекарства для его больных в течении 7 лет. Такая практика еще существовала в Англии в начале 18 века.Так в Лондоне в 1700 г. практиковало около 1000 аптекарей и 60-80 врачей.(Уоллер,96-98). В ХIV-ХV вв.аптеки находились под наблюдением назначенных для этой цели врачей. (Иванов,192).В ХIV в. появились гильдии врачей и цеха аптекарей. В XV в. впервые появляется термин "провизор" - от латинского provisor - предвидящий, предчувствующий, предугадывающий, что говорит о важной роли провизора в процессе лечения. Врач ставит диагноз, а провизор предвидит направление болезни и при помощи лекарств предопределяет, корректирует ее течение и дальнейшее развитие. Аптекари из Западной Европы попадали в Московское Государство в числе сопровождающих врачей приглашаемых к царскому двору. Сведения о таких врачах сохранились с середины XV в. Так в 1485 г. в Москву для лечения Ивана Грозного был приглашен "немчина Антон", который, однако, был зарезан под мостом на Москве-реке за неудачное врачевание. В 1490 г. такая же участь постигла Леона, лечившего Ивана - сына Ивана Грозного. Из Англии были приглашены Арнольф Лензней, Елисей Бомелий, Ричард Элмес, Роберт Якоби. Первый аптекарь- профессионал прибыл в Москву в 1554 г. (КИФ ). В 1581 году в Испании выпускается первая полноценная фармакопея - свод правил приготовления лекарств В этом же году в Москве построена первая царская аптека.

Зачем понадобился экскурс в историю возникновения аптечного цеха? Факт появления аптек в ХIV в.предполагает,что аптекари научились взвешить составляющие лекарств по определенному весу.Это опыт впоследствии позволил мастерам монетного дела использовать его при изготовлении монеты по выбранному стандарту.

«До ХIV века инструментов,необходимых для чеканки,просто не существовало, как и железных зубила,долота,стамески и пр.В частности,в английском языке (словарь Webster) cлово chisel,означающее одновременно резец,зубило,долото, стамеску и чекан,появилось только в ХIV веке.Это слово аналогично францезскому ciseau,обозначающему тот же набор инструментов (кроме самого чекана),ср.также фр.ciselure,ciselement «чеканка,резьба».А англиское puncheon «чекан»,также впервые отмеченное в ХIV веке,калькулирует францезское «пу(а)нсон»,-пишет Я.Кеслер,- Более того,множественное число от фр.ciseauciseauX означает «ножницы»,а его производные cisailles,cisoir – большие, кровельные ножницы,откуда и английское scissors «ножницы»,отмеченное впервые в ХV в.,и итальянское cesoia , и только уже отсюда португальское tesoura и испанское tejera.(Характерно,что английские лингвисты избегают обсуждения этимологической связи между словами,обозначающими ножницы : латинизированным scissors и исконным балто-славяно-германским shears. Последнее слово,которое в ХVIII в. писалось как sheers и первоначально означало «резак»,происходит от глагола shear «стричь овец,резать,рассекать, рубить»,что родственно литовскому skertI,немецкому scheren,русским скорняк,обкорнать,кора и шкура,скандинавскому шхера,да и японскому хара «руби».)Оба немецких слова,обозначающих опять-таки одновременно зубило,долото и стамеску и чекан - Meissel и Stemmeisen,-вообще появились только в ХVI в. и связаны с названием маркграфства Майсен (нем.Meissen) в Саксонии,которое в 1450-1550 гг. Было крупнейшим центром добычи и передела серебра.

Добавим,что и понятие «тиски» в англиском языке появились только в ХVI в.(англ.vice,ср.вязать,узы),как и немецкое Zange(ср.стягивать),и французское etau, родственное англ.stall и русскому стол.А какое квалифицированное слесарное (от немецкого Schloos «замок»,ср. Schlussel «ключ»,и ключарь = слесарь)или столярное дело обходится без тисков?Однако ни «древнегреческих»,ни латинских названий вышеупомянутых инструментов не существует.Это прямо свидетельствует о том,что никакой двусторонней чеканки монет до ХIV века не было,и все якобы древние монеты с двусторонней чеканкой изготовлены не ранее второй половины ХIV века.(В анлийском языке даже само слово coin,означающее «монета»,т.е.по-русски,куна,отмечено только в ХIV в.)И монеты с односторнней чеканкой не могут быть намного старше.»(Кеслер,73-76)

Появления необходимого инструментария позволило изобрести технику классической графюры.«Одним из самых старых видов углубленной гравюры на металле является классическая гравюра, или гравюра резцом. Благодаря ее особенно ярко выраженным художественным достоинствам она рассматривается как самостоятельный вид графического искусства. Зародилась эта манера в середине XV в. в Германии и Италии.

Принцип создания печатной формы в резцовой гравюре заключается в том, что углубленные штрихи и линии вырезаются на поверхности металла специальными инструментами — металлографическими резцами. В зависимости от профиля заточенного конца каждый резец имеет свое назначение и название. Но всех их объединяет необыкновенная чистота и четкость линий, изысканно-строгая ясность начертания. Каждый штрих имеет тонкое начало и завершение (за исключением коротких штрихов, выполненных стиплем). Расположенные в определенной системе, штрихи строгой своей последовательностью и различной глубиной гравирования создают неповторимые тончайшие градации тоновых пятен, что позволяет репродуцировать произведения живописи и графики. Более свободное и живое расположение штрихов характерно для позднего периода развития этой манеры.

Различные подходы к использованию изобразительных возможностей резцовой гравюры определяют и признаки, по которым можно различать назначение графического листа. Планомерные, геометрически ясные, расположенные в определенной строгой последовательности штрихи говорят о репродукционном характере гравюры, в которой сочность, контрастность, сложные пересечения линий создают классическую чистоту поверхности. При утолщении штрихов происходит плавное увеличение ширины в местах закруглений. При необычайно грациозных пересечениях штрихов создается ясная и изысканная фактура, достаточно точно передающая материальность изображенных предметов и пространства.»I( Рузин) БСЭ пишет,что классическая гравюра появилась в 1440-х годах.

Появление ксилографии в середине ХV века cогласовывается с временем появления классической гравюры,которая появилась в середине ХV века.

«Печатали ксилографические книги первоначально как и листовые гравюры на дереве - притирали ребром ладони к форме, набитой краской. При этом бумага вдавливалась в углубленные пробельные участки доски. Печатать на оборотной стороне оттиска было нельзя, ибо при втором прогоне неизбежно был бы испорчен оттиск на лицевой стороне. Отпечатанные с одной стороны листа оттиски склеивали. Составленные из двойных листов книги получили название анопистографических. Этимология этого слова такова: греческое an - это отрицательная частица, a opisthographos означает написанный на обороте, После изобретения книгопечатания ксилографические книги стали печатать на типографском станке уже с двух сторон листа. Такие книги именуют опистографическими. Иллюстрации в ксилографических книгах часто раскрашивали от руки.

Историки гравюры выявили ксилографические книги 33 наименований . Их было, конечно, значительно больше, около 100, но многие до нас не дошли. Объем всех этих книг находится в пределах 60 листов. "Библия бедных", например, известна в вариантах с 34, 40 и 50 листами.

Изготовляли ксилографические книги граверы. Занятие это к тому времени выделилось в отдельную профессию. Старейшее изображение мастерской гравера на гравюре Иоста Аммана 1568 г.

Историк гравюры Вильгельм Людвиг Шрайбера в статье"Следует ли считать гравюру на дереве предшественницей книгопечатания?" , указывал, «что ксилография никогда не ставила перед собой задачи воспроизведения текстового материала. Надписи на гравюрах немногочисленны и случайны. Что же касается ксилографических книг, где удельный вес текста достаточно высок, то они, по мнению Шрайбера, появились после 1460 г.» ( Немировский )

Обработки твердых пород дерева – ореха,груши и пальмы,требует аналогичной твордости резцов ,что применялась при резьбе по металлу,которая появилась в середине ХV века.Резанный штемпель первых монет делался способом гравюры резцом на металле.Поэтому появление монет может датироваться не ранее появление этой техники,т.е. середины ХV века. Монеты со значительным удельным весом текста могли появиться после 1460 года.До того необходимой технологии просто не существовало.

Наблюдается синхронизация появлении резанной гравюры на металле - в середине ХV века,а затем ксилографии со значительным удельным весом текста – после 1460 года. Тем самым, Гутенберг мог разрезать голландские доски, чтобы получить первые литеры только после 1460 года.

Традиционно считается,что появление мануфактуры (от латинского manus - рука и factura - изготовление), предприятия, основанного на разделении труда и ручной ремесленной технике появилась в Италии и Германии с середины ХV века, в остальной Европе появилась позже и существовала до конца ХVIII –середины ХIХ века.

В средние века существовала следующая технология по производству монет: «1) изготовление цанов: подготовка и плавка сплава, заливка в формы, шлихтование и отжиг; 2) изготовление пластинок: отделение заготовки от цана, юстировка, ковка пластинок, их многократное отжигание, шлифовка и отбеливание; 3) чеканка пластинок: изготовление штемпелей ;4) ковка, вырезывание, закаливание, чеканка. В качестве контрольных проб предписывались тигельная проба, цановая проба. Из трудовых затрат на изготовление монет около 40 % приходилось на изготовление цанов, около 45 %- на изготовление пластинок и только около 15 % рабочего времени - на саму чеканку. С времен античности чеканка осуществлялась вручную - при помощи молота-чекана , при этом величина подлежащих чеканке монет была ограниченной. 5-килограммовым молотом можно было чеканить монеты величиной приблизительно с горошен (при использовании пресса для этого потребовалось бы ок. 50 000 килопондов; килопонд - килограмм-сила). Более крупные монеты, например, талеры, можно было чеканить обычным молотом только по частям. Средневековые брактеаты чеканили из тонких серебрянных пластин только одним штемпелем на податливом основании типа кожи. Чеканка брактетов требовала значительно меньших затрат энергии, чем чеканка на толстом монетном кружке, то одним ударом можно было одновременно чеканить несколько положенных одна на другую монетных пластинок довольно большого диаметра.

Уровень существовавшего тогда разделения труда легко определить по количеству названий профессий: монетный мастер, управляющий, пробирер, плавильщик, мастер по отжигу серебра, мастер по изготовлению цанов, мастер по изготовлению монетных пластинок, мастер по чеканке, подмастерья (не меньше 50 человек) и т.д. Общее число занятых составляло свыше 100 человек. На более мелких монетных дворах, а таких было большинство, было занято от 5 до 12 человек. Начиная со средних веков производство монет осуществлялось обычно в самостоятоятельных, ремесленных мастерских, не зависящих от цеховых порядков. Монетчик-арендатор заключал с обладателем монетных регалии договор, по которому обязывался соблюдать монетную стопу, выплачивать доход от чеканки монет и ряд других условий. Он должен был из своего кармана оплачивать станки, инструменты и оборудование, а также труд рабочих . Первое механическое приспособление для чеканки монет – молотовой снаряд появился в конце ХV века и использовался до начала ХIХ века для чеканки мелких монет,а эпизодически также для чеканки крупных.Молотовой снаряд (нем. Klippwerk, Fallwerk), примитивный станок для чеканки, введенный в целях усовершенствования ручной чеканки; с его использованием отпадала необходимость держать верхний штемпель в руке. В станке он закреплялся вертикально в нижнем торце бревна (бабы), соединенном с блоком. Чеканщик приподнимал бревно на блоке ногой с помощью педального устройства. Положив монетную пластину на нижний штемпель, чеканщик опускал верхний штемпель, котырый под действием тяжести бревна производил чеканку. Преимущество молотового снаряда состояло в том, что взаимное расположение верхнего и нижнего штемпелей оставалось более стабильным, чем при ручной чеканке. Монеты при увеличении частоты ударов получались более однородными.

Уместно отметить,как происходила обработка монетных заготовок (нем. Quetschgeld). Эта ступень в процессе изготовления монетных пластин, характерная для технологии, применявшейся со средних веков и до введения пробойника и вальцевального пресса для вырезывания монетных кружков. Для этого чрезвычайно трудоемкого производственного процесса были характерны следующие этапы обработки или рабочие операции: 1) отливка цанов; 2) зачистка цанов молотом и многократный отжиг; 3) отделение мон. кружков от цана при помощи кузнечного зубила (нем. SchrotmeiBel) или ножницами для вырезывания мон. кружков; 4) юстировка мон. кружков специальными ножницами (нем. Benehmschere), отсюда назв. юстировоч. кружков - benommene Schrotlinge; 5) расковка мон. кружков на наковальне для получения обработ. мон. пластин (нем. Schrot-lingsquetschgeld), затем их отжиг; 6) гуртильная обработка пластин расковочным молотом, для чего, захватив щипцами (нем. Fafizange) неск. кружков весом в 1 марку, одновременно обивают гурт всех кружков, пока им не будет придана почти правильная круглая форма. При этом их неск. раз отжигают, получая обработ. мон. пластины с выровненным гуртом (нем. beschlagenes Quetschgeld); 7) выглаживание подготовленных т. о. пластин плоским молотом для получения так наз. "курфюрстов" (нем. Kurfurstenquentchen, Kurfursten); 8) повторная обработка гурта каждого курфюрста (обивание, придание круглой формы), в результате чего получаются мон. пластины; 9) операции, принятые и при новой технологии,-отбеливание серебра, шлифовка, сушка и чеканка. Технология изготовления обработки монетных заготовок применялась на монетном дворе г. Целлерфельда (Гарц) приблизительно до 1780 года.» (СН)

Описанный средневековый процесс изготовления монет – является примером мануфактуры. Поэтому штамповка монет могла возникнуть при появлении мануфактуры – это не ранее середины ХV века.



След. >


  [Главная] arrow Публикации arrow Шумах И. arrow Миф о Гутенберге (технический аспект)
© 2001-2019. Все материалы сайта являются интеллектуальной собственностью их авторов.
Права на электронные версии - Кирилл Люков, http://imperia.lirik.ru.
Публикация, перепечатка без разрешения правообладателя, цитирование без указания автора - запрещены.
Сделано в Лаборатории сайтов

Спаму - бой!