27 May 2019  
[Главная] [Поиск] [Форум] [Ссылки] [Линкотека] [Библиотека]
Авторы
А.Т.Фоменко и Г.В.Носовский
Н.А.Морозов
Книги
М.М.Постников
Й.Табов
Проект `Хронотрон`
И.Кузьмин
В.И.Щербаков
Другие материалы
Публикации
Апокрифы
Аудио материалы
Стенограммы
Линкотека
Библиотека
Друзья

Официальный сайт А.Т.Фоменко и Г.В.Носовского

Первый в России журнал по КРИПТОИСТОРИИ

Электронный научный общественный альманах

НЕТ глобализации, ДА величию России.

Авиа Навигатор


Темы форума

ИМПЕРИЯ

КУНСТКАМЕРА
Счетчики
liveinternet.ru: показано число просмотров и посетителей за 24 часа

Находится в каталоге Апорт

Яндекс цитирования

Исправим ошибки!
Спонсор страницы
 

Сказание о зачатии Москвы и Крутицкой епископии Версия для печати
Сказание о зачатии Москвы и Крутицкой епископии
Публикуется по: "Библиотека русской фантастики", т.2 "Звездочтец", М. Советская Россия, 1990, стр.49. Подготовка текста и комментарии М.А.Салминой
Комментарии, кстати, очень примечательны своей категоричностью

О зачатии1 царствующаго града Москвы и о Крутицкой епископии, како бысть

В лето 6714 (1206) князь великий Данилъ Ивановичь после Рюрика, короля римскаго въ 14 колене, пришед из Великаго Новаграда в Суздаль. И в Сузъдале родися ему сынъ, князь Георгий, и нареченъ Юрьи. И созда во имя его град Юрьевъ Польской. И в томъ граде церковь велелепну2 созижде во имя Георгия Страстотерпца, каменную, на рези3 йот подошвы и до верху. И по создании храма того поехалъ князь великий Данилъ Ивановичь изыскивати места, где бы ему создати град престолный к великому княжению своему. И взя съ собою некоеко греченина4, именемъ Василия, мудра и знающа зело и ведяща, чему впредь быти. И въехавъ с нимъ во островъ теменъ и непроходимъ зело. В немъ же болото велико и топко. И посреде того болота и острова узрелъ князь великий Данилъ Ивановичь зверя превелика и пречюдна, троеглава и пестра велми пестринами различна и красна зело. И вопроси Василия греченина, что есть видение се пречюднаго зверя. И сказа ему Василий греченинъ: «Великий княже, на семъ месте созиждется град превеликъ и распространится царствие троеугольное, и в нем умножатся различных ордъ люди, то есть прообразует зверя сего троеглавнаго, а различнии на немъ цвети — то же есть прообразует различных орд люди». Посемъ князь великий в том же острове наехалъ посреде болота островъ малъ, а на немъ поставлена хижина мала, а живетъ в ней пустынникъ, а имя ему Букалъ. И потому и хижина именуема Букалова. И ныне на том месте Божиимъ повелением царской дворъ. И после того князь великий Данила Ивановичь с тем же греченином Василием спустя 4 дни наехали горы, а в горахъ техъ стоитъ хижина мала, а в той хижине человек римлянин, имя ему Подонъ. И возлюби князь великий место сие, и на томъ месте себе домъ устроити восхоте. Той же мужъ Подонъ исполненъ духа свята и рече: «Князе, не подобаетъ ти зде веселитися, то есть место домъ божий. Созижди ту храмъ, и пребудутъ архиереи бога вышняго служителие». Князь же великий Данилъ Ивановичь въ б лето на хижине Букалове заложи град и нарекоша имя ему Москва. А въ 7 лето на горахъ Подонских на хижине заложи церковь всемилостиваго Спаса и устрой святолепную. И въ 9-е лето родишася у него два сына, князь Алексей, князь Петръ. Онъ же, князь великий Данилъ Ивановичь, любляше сына своего вельми, князь Алексея Даниловича, и во имя его созда град к северу и нарече имя ему Алексинъ. И там обрете во острове мужа именем Сара, земли Иверские5, свята и благоговейна зело, и на его хижине заложи градъ Алексинъ. И по 29 летехъ прииде из грекъ епископъ Варлаамъ к великому князю Данилу Ивановичю и многия чюдотворные мощи с собою принесе. Князь же великий Даниле Ивановичь приять его съ великою честию и любовию, и повеле ему храмъ освятити на горахъ Подонскихъ, и предаст ему область Крутицкую, и нарекоша его владыкою Сарскимъ и Подонскимъ, а горы нарекоша Крутицы.


1 начале, возникновении;

2 очень красивую;

3 украшенную резьбой;

4 грека.

5 Из Грузии.

КОММЕНТАРИИ

«Сказание о зачатии Москвы и Крутицкой епископии» написано во второй половине XVII века. Автор его, имя которого неизвестно решив в завуалированной форме отразить реальные исторические события, имевшие место в середине XVII века,— борьбу между патриархом Никоном и Крутицким митрополитом,— создал вымышленный рассказ о возникновении Москвы и Крутицкой епархии, основанной фантастическими Сарой и Подоном. Он проявил знакомство с легендарной родословной русских князей от Августа-кесаря, с легендами о построении городов, со сказаниями о начале монастырей.

Текст публикуется по изд.: ПЛДР. XVI 1-1. С. 121—122.

С. 49. Данил Ивановичь — лицо вымышленное.

...Рюрика, короля римского... — Рюрик, согласно легендарно-политическим сказаниям, распространенным в русской литературе в XIV— XVI вв. (см.: Дмитриева Р. П. Сказание о князьях владимерских. М.; Л., 1955), приглашенный новгородскими послами из «Прусской земли» на княжение в Новгород и ставший основателем рода русских князей, был «сродником» римского императора Августа.

...князь Георгий — лицо вымышленное.

...церковь... во имя Георгия Страстотерпца...— Георгиевский собор в Юрьево-Польском, воздвигнутый в 1230—1234 гг.; украшен резьбой.

...царствие троеугольное... — С. К. Шамбинаго высказывал предположение, что под этим выражением следует подразумевать «триличное царство», возглавлявшееся царем Михаилом Федоровичем, его отцом Филаретом и матерью Марфой. Есть другое толкование: «троеугольное царство»— это «Великая, Малая и Белая Россия».

С. 50. Москва,— Первое упоминание Москвы — селения, впоследствии главного города Московского княжества, столицы Русского централизованного государства, согласно Ипатьевской летописи, относится к 1147 г., когда князь Юрий Долгорукий принимал в ней одного из князей.

Князь Алексей, князь Петръ — имена вымышленные.

Алексинъ — Здесь имеется в виду не город Алексин, расположенный к югу от Москвы, а находящееся севернее ее, как и сообщает «Сказание», село Алексино, принадлежавшее Крутицкой епархии, митрополиту сарскому и подонскому (Повести о начале Москвы. С. 161).

...на горахъ Подонскихъ... горы нарекоша Крутицы.— В действительности же история образования Крутицкой епархии — иная: сначала это была Саранская епархия, учрежденная в XIII в. в золотоордын-ском городе Сарае для облегчения участи христиан — русских пленников. В XIV в. она распространила свои владения на земли по Дону, и сарайские епископы стали именоваться «сарскими и подонскими». В XV в. епископство было перенесено из Сарая в Москву на Крутицы (возвышенное место на левом берегу Москвы-реки), но «из почтения к древности» наименование Крутицких владык сарскими и подонскими сохранилось. Автор «Сказания», как предполагается, сознательно прибег к вымыслу, утверждая, что Крутицкая епархия образовалась около Москвы изначала.



  [Главная] arrow Апокрифы arrow Сказание о зачатии Москвы и Крутицкой епископии
© 2001-2019. Все материалы сайта являются интеллектуальной собственностью их авторов.
Права на электронные версии - Кирилл Люков, http://imperia.lirik.ru.
Публикация, перепечатка без разрешения правообладателя, цитирование без указания автора - запрещены.
Сделано в Лаборатории сайтов

Спаму - бой!