23 July 2019  
[Главная] [Поиск] [Форум] [Ссылки] [Линкотека] [Библиотека]
Авторы
А.Т.Фоменко и Г.В.Носовский
Н.А.Морозов
Книги
М.М.Постников
Й.Табов
Проект `Хронотрон`
И.Кузьмин
В.И.Щербаков
Другие материалы
Публикации
Апокрифы
Аудио материалы
Стенограммы
Линкотека
Библиотека
Друзья

Официальный сайт А.Т.Фоменко и Г.В.Носовского

Первый в России журнал по КРИПТОИСТОРИИ

Электронный научный общественный альманах

НЕТ глобализации, ДА величию России.

Авиа Навигатор


Темы форума

ИМПЕРИЯ

КУНСТКАМЕРА
Счетчики
liveinternet.ru: показано число просмотров и посетителей за 24 часа

Находится в каталоге Апорт

Яндекс цитирования

Исправим ошибки!
Спонсор страницы
 

"Переворот в истории" - к юбилею А.Фоменко - 13-03-2005 Версия для печати

Эфир от 13.03.2005 на Маяке -24

Часть I .

А.М.: Добрый день, меня зовут Андрей Мартынов. Сегодня у меня много гостей, но они находятся не в студии. Мы будем звонить им по телефону и попытаемся разобраться с одним интересным феноменом нашей жизни, связанным с деятельностью замечательного человека, которого зовут Анатолий Тимофеевич Фоменко. Академик Российской Академии наук, действительный член РАЕН, лауреат Государственной премии РФ (1996 г.) в области математики. Он также является автором многочисленных работ по математике, которые (как говорят специалисты) способствуют значительным подвижкам в нашем представлении об окружающем нас мире. Академик Фоменко родился в 45-ом году, и сегодня ему исполняется 60 лет; я искренне поздравляю Анатолия Тимофеевича от имени всего проекта «Неизвестная планета» с юбилеем. Но это не помешает нам разобраться с тем, чем же он занимается, потому что для большого круга любителей истории он является автором Новой хронологии. А.Фоменко вместе с Г. Носовским выпустили целую серию книг, которую они сами так называют. Эти книги были основаны на применении новых эмпирико-статистических методов к анализу исторических летописей, хронологии древностей и средневековья. Кроме того, Анатолий Тимофеевич - замечательный художник, он известен совершенно уникальными иллюстрациями к роману «Мастер и Маргарита» и другими работами. Итак, мы сегодня попытаемся разобраться в некоторых его ипостасях. Самое сложное – это математика. А.Фоменко – всемирно известный ученый, член многих международных академий и университетов в области математики. Чтобы разобраться в том, что такого замечательного сделал Анатолий Тимофеевич в математике, я пригласил профессора МГУ (в области математики) с механико-математического факультета Тужилина Алексея Августиновича. Добрый день.

А.А. Тужилин: Здравствуйте.

А.М.: Алексей Августинович, я предложил бы Вам такую нелегкую задачу: объяснить вклад Фоменко в области математики. Пишут о том, что он решил известную проблему плато, затем решал проблему гамильтоновых систем. Давайте попробуем помочь нашим радиослушателям разобраться в том, что же такого Анатолий Тимофеевич Фоменко сделал в области математики.

В.З.: Хорошо, я начну с самых простых вещей. Я немножко расскажу о том, что такое проблемаплато. На самом деле, Анатолий Тимофеевич решил более сложную проблему, которая является серьезным обобщением этой проблемы. Классическая проблемаплато связана с мыльными пленками, хорошо известными каждому из нас еще с детских экспериментов. Каждый из нас пускал мыльные пузыри. Так вот проблема плато «спрашивает»: каждый ли контур можно затянуть мыльной пленкой? Всем, кто имел дело с мыльными пузырями, ответ кажется очевидным, потому что ни разу нам не удавалось придумать такой хитрый контур. Как не опускай его в мыльную воду, он не затягивается пленкой. Тем не менее, все оказывается намного серьезнее. И тут я хочу поговорить о том, как наши простые опыты могут быть существенно усложнены, если действительно этим заняться с целью получения каких-нибудь феноменов. Зададим вопрос: сколько мыльных пленок может затягивать данный контур? Многие из нас больше одной пленки не видели. На самом деле, если контур немного изогнуть, то на него можно натянуть уже несколько пленок. А если изогнуть еще сильнее, то на него можно натянуть бесконечное количество пленок. Если контур продолжать изгибать и дальше, то можно прийти к таким хитрым контурам, которые не затягиваются ни одной поверхностью конечной площади. Это чисто математический результат, хорошо известный. Отсюда возникает проблемаплато: какие условия надо наложить на контур, чтобы действительно его можно было затянуть минимальной поверхностью, т.е. поверхностью минимальной площади (мыльной пленкой)?

А.М.: Алексей Августинович, я понимаю, что Вы этот пример используете для профанов. А зачем разбираться в конструкциях такого рода?

А.А. Тужилин: Мы начали с очень простой конструкции. Дальше ученые заинтересовались, как эту проблему обобщить на многомерный случай. Откуда возникают такие идеи? Ну, сначала это чистое любопытство: посмотреть, что можно сделать в многомерном случае. Потом, как правило, оказывается, что такие проблемы могу иметь очень интересное приложение. И тут я хочу сказать об одной вещи, которая, как мне кажется, была немножко просмотрена учеными и теми, кто знал результаты Анатолия Тимофеевича. В современной физике, которая исследует микромир, было выяснено, что на самом деле наше пространство устроено на микроуровне существенно сложнее. И ученые считают, что это пространство даже не трех- или четырехмерное (если добавить ось времени), а имеет большую размерность. Кроме того, ученые считают, что частицы правильнее моделировать не как точные объекты, а как одномерные кривые; тогда жизнь этих частиц превращается в поверхность.

А.М.: А математики обсчитывают эти построения?

А.А. Тужилин: Дело в том, что эти поверхности обладают очень важными экстремальными свойствами. Именно такие поверхности возникают в теории Фоменко. Я надеюсь, что в будущем ученые могут применить эти результаты, которые Фоменко апробировал на чисто математических объектах, в исследованиях микромира. Это один из примеров, который мог бы показать, как чистая математика, абстрактный интерес к каким-то странным объектам может в конечном итоге привести к ответу на интересующий всех вопрос.

А.М.: У нас на связи профессор математики Алексей Тужилин, и мы пытаемся разобраться с тем, что открыл академик Фоменко в области математики. На самом деле, это важно, потому что в мире людей, которые интересуются историей, Фоменко является автором Новой хронологии, но он использует при этом математические методы и конструкции для рассмотрения явлений, которые мы называем историей. Алексей Августинович, гамильтоновы системы – второе открытие Фоменко, которое фигурирует во всех научных публикациях в Америке, Японии и Китае. Что это такое?

А.А. Тужилин: Теорией гамильтоновых систем Фоменко занялся не так давно, лет 15 назад. Я хотел добавить, что решенная им проблемаплато легла в основу его докторской диссертации, которую он защитил в возрасте 27 лет (через 2 года после кандидатской), что говорит о многом. Гамильтоновы системы – это системы уравнений, которые описывают, как те или иные объекты меняются во времени, движутся (описывают динамику). Можно представить движение планеты или обычного корабля.

А.М.: А можно представить какой-нибудь астероид, который летит к Земле?

А.А. Тужилин: Да, можно представить астероид и комету - все, что угодно, т.е. любое тело, которое меняет свое положение в пространстве. И вот имеются уравнения, которые описывают это движение. Возникает вопрос: что с этими уравнениями делать? Конечно, можно взять компьютер и все просчитать. Но если мы будем делать компьютерный эксперимент, то мы обсчитаем поведение этой системы только при некотором конечном наборе значений начальных условий. Поменяйте условия более хитрым способом, и система начнет вести себя совсем по-другому. Возникает вопрос: как нам гарантировано получить полный ответ о поведении этой системы? И тут появляется такая теория, которую создал Анатолий Тимофеевич. Эта теория дает качественное описание поведения системы такого типа, при этом кодируя это поведение простым объектом. Этот объект строится настолько просто, что можно объяснить даже школьнику. Берется лист бумаги, ставится некое конечное количество точек, некоторые их них соединяются отрезками, им приписываются числа. Такие объекты в математике обычно называются взвешенными графами. Оказывается, что можно так хитро построить взвешенный граф, что он будет знать все о качественном поведении этой системы.

А.М.: Алексей Августинович, спасибо Вам за разъяснения. У меня еще просьба к Вам описать для наших слушателей математику, потому что многие (особенно профессиональные историки) удивляются: причем здесь математика? Более того, когда я общался с некоторыми биологами и говорил о том, что математические модели применимы, в том числе, и к биологии, то они удивлялись и смотрели на меня как-то странновато: «причем тут математика, вроде Карл Линней уже описал и систематизировал биологические выводы?». Оказывается, если применять математические инструменты, то картина мира меняется. Итак, вопрос о математике. С другой стороны, существует мнение, что математики придумали все, обсчитали нашу цивилизацию, и это привело к какому-то скачкообразному развитию. Как Вы относитесь к математике с точки зрения ее участия в нашей жизни, цивилизации?

А.А.Тужилин: Главная отличительная особенность человечества состоит в возможности исследовать и преобразовывать мир, здесь на первое место выходит наука. Надо учесть, что обычное описание будет абсолютно мертвым, если мы не научимся с ним работать, получать следствия. Математика – это очень мощный инструмент, который позволяет (наблюдая явления мира) моделировать. Не просто создавать похожую модель, а еще экспериментировать с ней на абстрактном, теоретическом уровне. Это очень важное обстоятельство.

А.М.: Алексей Августинович, спасибо Вам большое. Я искренне надеюсь, что понимание роли математики в нашем мире будет возрастать, потому что я сам, столкнувшись с работами Фоменко в области истории, пытаюсь разобраться в математической статистике. Наша тема сегодня – это деятельность академика Фоменко, которому сегодня 60 лет. У нас хороший информационный повод. Он больше известен, как историк, но я хотел бы поговорить и о других ипостасях Анатолия Тимофеевича. Мы продолжаем разговор, и я приглашаю к телефону писателя, философа Александра Зиновьева.

А.М.: Александр, Александрович, добрый день.

А.А.Зиновьев: Добрый день.

А.М.: Я хотел бы пообщаться с Вами на тему феномена Фоменко и его работ. С какими его работами Вы знакомы (история, математика, живопись)?

А.А.Зиновьев: Я знаком со всеми работами Фоменко и думаю, что досконально знаком с ними. Если позволите, я скажу пару слов в порядке оценки творчества Анатолия Тимофеевича, как исследователя социальных явлений.

А.М.: Да, пожалуйста.

А.А.Зиновьев: Я начал заниматься научными исследованиями социальных явлений еще до рождения Анатолия Тимофеевича и занимался ими несколько десятков лет. Говоря это, я хочу подчеркнуть, что могу судить о результатах исследований Фоменко в сфере исторических исследований как профессионал, а не как склонный к сенсациям обыватель. С сочинениями Фоменко и его соратника Носовского я познакомился шесть лет назад. Обстоятельства сложились так, что раньше я не мог это сделать. И должен признаться, что я был (без преувеличения) буквально ошеломлен тем, что я узнал из их книг. Ошеломлен масштабами их результатов, высочайшим интеллектуальным уровнем, какой до сих пор мне не встречался в сочинениях на исторические темы, и беспримерным мужеством их как ученых. Я на своем личном опыте знал, что значит восстать против заблуждений, предрассудков, косности, бездарности, глупости, жульничества, которые веками накапливались и овладевали умами миллионов людей, которые вошли в привычную жизнь человечества как вещь, не подлежащая сомнению. Я был восхищен и не перестаю восхищаться тем, какой громадный научный и гражданский подвиг совершил Анатолий Тимофеевич. Пользуясь случаем, хочу публично выразить это восхищение.

А.М.: Напомню, у нас на связи один из ведущих русских философов Александр Зиновьев. Александр Александрович, как Вы могли бы объяснить неприятие работ Фоменко в области истории с точки зрения части традиционного научного сообщества?

А.А.Зиновьев: Вы говорите о части, а я говорю о подавляющем большинстве. По-моему, лишь ничтожная часть людей, принадлежащих науке, мало-мальски разбирается в том, что сделал Фоменко. И еще меньше тех, кто принимает это. Объяснение на это счет имеется вполне понятное: веками сложилась традиция, привычка; веками происходила фальсификация истории.

А.М.: Александр Александрович, я вынужден прервать и хотел бы связаться с Вами после новостей. Напомню, тема нашей сегодняшней передачи – это академик Фоменко и его деятельность. Наш пейджер 974-22-22, абонент «Маяк-24». После новостей мы снова в студии.

Часть II .

А.М.: Меня зовут Андрей Мартынов, и сегодня у меня много гостей (они, правда, не в студии, а на телефонах), потому что они не поместились бы в студии. Продолжаем разбирать феномен академика Фоменко, которому сегодня 60 лет. Он не историк, не астроном, он – математик и знаменит во всем мире среди математиков (их несколько тысяч) своими фундаментальными работами в этой области, как человек, который применил эмпирико-статистические методы к изучению средневековья, летописей и хронологии. У нас на связи один из ведущих русских философов и мыслителей, писателей Александр Зиновьев. Александр Александрович, Вы утверждаете, что работы Фоменко – это, в том числе, и гражданский долг. Но считаете, что большая часть научного исторического сообщества не принимает его работы. Я наблюдаю за деятельность Фоменко и Носовского в течение 5-7 лет, и у меня все-таки ощущение, что количество тех, кто понимает и начинает «чесать затылки», увеличивается. Что надо сделать для того, чтобы эти взгляды поняло большее количество людей?

А.А.Зиновьев: Прежде всего, пара слов о том, почему такое отношение к исследованиям Фоменко и Носовского. В этом отношении доминируют злоба, негодование, непонимание, извращение, клевета, огульное отрицание и т.д. Объясняется это (как бы это не звучало парадоксально) тем, что то, что сделали Фоменко и Носовский, - это одно из самых великих открытий XX столетия об исследовании человеческой истории. Это великий переворот во взглядах на всю человеческую историю. И ожидать того, что сразу миллионы или миллиарды людей, привыкших к другому, примут это с распростертыми объятиями – невозможно. Я думаю, что такое отношение будет продолжаться и в будущем, у меня иллюзий никаких нет. Но что можно сделать? Существует только один путь: читать эти работы, стремиться их понять (а на это способны очень немногие); ждать, когда будет расти число людей, способных понимать и пропагандировать открытие Фоменко и Носовского.

А.М.: Александр Александрович, спасибо большое. У нас на связи был один из ведущих русских философов и мыслителей Александр Зиновьев. До этого мы общались с профессором математики Алексеем Тужилиным. Я пригласил разноплановых гостей для того, чтобы составить некое представление у людей о том, что фигура Фоменко, на самом деле, уникальная. Говорю это с полной ответственностью: и как руководитель проекта «Неизвестная планета», и как человек, который общается со многими людьми; в том числе, историками, которые публично не могут высказываться на темы исторических изысканий Фоменко, но понимают и пытаются разобраться в том, что применение другого инструментария к истории (математического) приводит к совершено грандиозным результатам, и все не так просто. Если у вас есть желание и возможность разбираться дальше в нашей истории, то попробуйте почитать Фоменко и Носовского. Сейчас вышла их новая книга «Начало Ордынской Руси»; она появилась в продаже на этой неделе и продолжает тему книги «Царь славян». Наш пейджер 974-22-22, абонент «Маяк-24». Сейчас я хочу поговорить еще с одним профессором, но в другой области. Это доктор геолого-минералогических наук, профессор Игорь Владимирович Давиденко. Игорь Владимирович, добрый день.

И.В.Давиденко: Добрый день.

А.М.: Каким образом геолого-минералогические изыскания могут соотноситься с Фоменко-математиком или с Фоменко, применившим математику к истории?

И.В.Давиденко: Любые методы могут взаимоприменяться, тем более, что в геологии хорошо разработаны методы минералографии, минералогии, абсолютного возраста и т.д. Геология – наука историческая, хотя бы только поэтому. Пользуясь случаем, я хотел бы присоединиться к поздравлениям в адрес Анатолия Тимофеевича: да какие это годы - 60 лет, все еще впереди! А также поблагодарить Маяк-24 за постановку темы, давно бы пора! Мне кажется, что феномен Анатолия Фоменко из того же ряда, что и феномен Ньютона и Морозова. Но время призвало Фоменко вовремя, - вот, что я хотел бы подчеркнуть. Поэтому я в своей книге «Ложные маяки истории» так и назвал одну главу: «Время Анатолия Фоменко», это последняя четверть XX века и т.д.

А.М.: Игорь Владимирович, как бы Вы сформулировали для студентов, для наших радиослушателей (одна часть которых интересуется, другая часть отторгает, третья ничего не понимает, о чем идет речь) в нескольких фразах вклад Фоменко в историю?

И.В.Давиденко: Я могу сказать, что он призывает нас внимательно относиться к фактам. Не к трактовкам, а к фактам. Допустим, простой факт, известный многим музейным работникам. Стекло XVI - XVII веков в наши дни должно быть обязательно больным: там возникает конденсат, разрушаются первичные связи, получается разрушение и помутнение. Это знают все историки, кроме тех, которые представляют нам совершенно свежие помпейские бутылочки и говорят, что им почти 2 тысячи лет. Так не бывает! Поэтому Фоменко надо читать, как читают популярный, честный, хороший учебник.

А.М.: А что делать тем людям, которые читают учебники, в которых написано, что стеклянным изделиям из Помпеи две тысячи лет; а потом в 40-50 лет, прочитав Фоменко, Давиденко и Кеслера, говорят: «А таблички в музеях, а как на все это реагировать?»

И.В.Давиденко: А полегче. Это мнение тех, кто эти таблички навешивал. Допустим, как понять: откуда древние друиды взяли такое количество медного купороса, чтобы окрасить 82 голубых камня Стоунхенджа, да еще в пару ям залить огромное количество не вошедшего в штукатурку медного купороса? Где они его взяли? Конечно, вздрагиваешь, когда понимаешь, что истина не та, которая под табличкой, а где-то в стороне. Давайте ее поищем, ведь к этому нас и призывает Анатолий Тимофеевич. Давайте разберемся. Давайте станем понимать, что событие могло случиться, но не тогда и не там; что появляется склейка листов истории. Вот самый бытовой пример. В XVII веке русский царь Алексей Михайлович был первым европейцем, который выпил чашку китайского чая. Англичане еще пили вересковый и мухоморный отвары, а не чай. Так почему Марко Поло не привез в Италию ни индийского, ни китайского чая?

А.М.: Игорь Владимирович, Вы вхожи в научное сообщество и наверняка знаете об отрицательной реакции коллег по цеху нематематика Фоменко. Как Вы объясните профессиональное резкое неприятие, о котором говорил Александр Зиновьев?

И.В.Давиденко: Скорее всего, это от лени и от привычки. Ну, гвоздь в сапоге – больно, но ходим, потому что не знаем, как этот гвоздь извлечь. Но пора от этой выгодной привычности переходить к честному анализу событий. Если фараонова ладья, которая якобы пять тысяч лет является точной копией казацкого струга XVII века, то давайте трезво скажем об этом. Если мы рисуем древние колесницы, а на них нарисованы колеса XVII века, то простите… Давайте будем точны, к чему нас и призывает Анатолий Тимофеевич.

А.М.: Спасибо большое. У нас на связи был профессор, доктор геолого-минералогических наук Игорь Давиденко. Наш пейджер 974-22-22, абонент «Маяк-24». Много приходит вопросов по поводу фальсификаторов истории. Ошибочно считать, что были миллионы артефактов и летописей. Есть версия, что тексты, которые вводились в обиход, писались с заведомо искаженными данными. Возможно, это было так. Но без знания математических оснований невозможно разобраться и понять методы. Спорить можно с выкладками и реконструкциями. Но, не поняв методы, нельзя понять, в чем феномен Фоменко, применившего математические методы к истории. Сейчас мы поговорим со знаменитым исследователем колыбельных цивилизаций, знаменитым русским путешественником, режиссером, сценаристом, поэтом Виталием Сундаковым. Виталий, добрый день.

В.Сундаков: Добрый день.

А.М.: Виталий, можешь вспомнить свое первое впечатление от прочитанной в первый раз книги Фоменко?

В.Сундаков: У меня все было наоборот. Книги я прочитал позже. Сначала я пытался создать музей Артефактов эпохи человека, потому что в моей экспозиции появились сначала десятки, а затем и сотни исторических предметов, никак не укладывающихся в канву существующей истории. Затем я услышал об Анатолии Тимофеевиче, значительно позже мы познакомились. И сегодня я - просто «луноход», который готов работать всю свою жизнь на Анатолия Тимофеевича, привозя артефакты, свидетельства и доказательства того, о чем говорит уже большая группа серьезных и вдумчивых исследователей.

А.М.: Мы сейчас с Александром Зиновьевым разговаривали, и он утверждает, что большинство не понимает работ Фоменко. Каково твое наблюдение за общественным мнением по отношению к этим работам?

В.Сундаков: Я думаю, что не любят Анатолия Тимофеевича те люди, которые не читали, а слышали. Люди, которые читали эти книги, не могут не уважать этого человека и не приклоняться перед тем, что он сделал. Это вне идеологии, не претенциозно и деполитизировано.

А.М.: По твоему опыту, когда ты собираешь у себя дома людей и начинаешь рассказывать «страшные» истории из Фоменко, каково их первое впечатление?

В.Сундаков: Все эти люди потом изучают данные работы (и сопутствующие работы других ученых) на эту тему, сами становятся исследователями (пусть на уровне хобби) и затем постоянно терроризируют меня звонками, говоря: «Слушай, я это увидел, а это сфотографировал, это узнал …». И начинают подтаскивать с щенячьей радостью различные артефакты и новые версии, большая часть которых имеет право на существование.

А.М.: Ты с Глебом Носовским снимал фильм в Египте, часть которого посвящена версии о бетонном происхождении пирамид. Сейчас Фоменко и Носовский расшифровали знаки зодиаков. Они утверждают, что зодиаки, которые есть во многих храмах Древнего Египта, содержат зашифрованные записи « XII век». У тебя самого не шевелятся волосы на голове?

В.Сундаков: Нет, я сейчас просто убежден, что ничего старее XI века из мегастроений на территории Египта нет.

А.М.: Спасибо большое. У нас на связи был Виталий Сундаков – человек, который поездил, и у которого очень интересный алгоритм знакомств с работами Фоменко. Он сначала сам увидел, что что-то не стыкуется, потом ему попались работы Анатолия Тимофеевича и Глеба Носовского, затем они познакомились и теперь сотрудничают. Теперь многие после прочтения книг Фоменко и Носовского обретают возможность пользоваться этим методом, причем как самостоятельно, так и модернизировать его. Вы сами можете его применять и удивляться, когда будете в музеях или у пирамид. Один из ключиков дал профессор Давиденко (как может сохраняться стекло две тысячи лет?). Эти простые вопросы историкам не приходят в голову, потому что им лень, как сказали Игорь Владимирович Давиденко и Виталий Сундаков. Напомню, наш пейджер 974-22-22, абонент «Маяк-24». В следующей передаче мы будем разыгрывать новую книгу Носовского и Фоменко «Начало Ордынской Руси», которая на этой неделе появится в продаже. Немного из аннотации: в первых главах дополняется и углубляется реконструкция эпохи Христа, предложенная в книге "Царь Славян"; знаменитая легенда об «античном» Энее, основывающем Римское царство и его потомках Ромуле и Реме; пресловутая легенда о призвании варягов на Русь, споры о которой не утихают до сих пор. Мне прислали вопрос с просьбой объяснить сущность методологии «этого» Фоменко. Сейчас мне не хватит на это времени; в конце попытаюсь сформулировать свое видение этого метода. А сейчас хотелось бы поговорить еще об одной ипостаси академика Фоменко тоже с профессором, доктором химических наук, человеком, который имеет непосредственное отношение к искусству (я специально его попросил рассказать об удивительных живописных работах Анатолия Тимофеевича). Фоменко – удивительный художник; недавно была выставка его работ - иллюстраций к «Мастеру и Маргарите». И я знаю, что учебник по геометрии, который переведен на 6 языков мира, иллюстрирован им самим. Итак, у нас на связи профессор Ярослав Кеслер. Ярослав Аркадьевич, добрый день.

Я.А.Кеслер: Добрый день, Андрей.

А.М.: Вы знаете Анатолия Тимофеевича как художника. Ваша оценка творчества Фоменко связана с его главной ипостасью – математикой?

Я.А.Кеслер: Безусловно. Дело в том, что я в официальном поздравлении Анатолию Тимофеевичу специально отметил, что у него есть такой дар, который уникален, - это многомерное видение мира. Сегодня уже говорил профессор Тужилин, что Фоменко и в математике работает с многомерными системами. Так вот, у него такое же мышление, которое позволяет ему рисовать удивительные, уникальные вещи. Это не просто геометрия, это дифференциальная геометрия, когда поверхности 4-го порядка он отображает графически на плоскости. Кто еще может это сделать, кроме него? – Никто. Или, скажем, кто из художников-графиков делал такие вещи, когда вся картина представляет собой один росчерк. Она детализирована, композиционно очень сложна, но, тем не менее, она начинается и заканчивается в одной и той же точке. Понимаете, что это такое? Это удивительные вещи. Я знаком с Анатолием Тимофеевичем уже 25 лет и вспоминаю, какое впечатление произвели первые публикации о нем в одном из лучших наших научно-популярных журналов в советское время. Это «Химия и жизнь», где были опубликованы графические работы Анатолия Тимофеевича, тогда еще не было его выставок. Потом была выставка в Университете, она произвела определенный фурор: сбежались иностранцы и были обеспокоены определенные службы. Сейчас это воспринимается как анекдот, а на самом деле, это характеризует необычность его дара как художника. Я хочу сказать, что математика как наука о моделировании мира, охватывает моделирование всей нашей цивилизации. Динамика систем – это развитие цивилизации; системные языки мозга, представление языковых систем – это те же взвешенные графы. Вот где математика! Лучше один раз увидеть картину и сразу понять, о чем идет речь. Надо быть наблюдательными, о чем говорил Игорь Владимирович Давиденко.

А.М.: Ярослав Аркадьевич, можете сформулировать сущность методологии Фоменко применительно к истории?

Я.А.Кеслер: По крайней мере, есть три метода. Метод, который успешно применяется к анализу текстов, - это работа с теми источниками, которые остались у нас неизвестно с какого прошлого. Второй метод - это метод анализа авторских инвариантов: принадлежат ли перу одного и того же автора произведения при сравнении их между собой. Это математическая компративистика; историки сегодня развивают этот метод. Есть прекрасный учебник по компративистике «Теоретическая история» профессора Румянцева. Так вот, к современной истории ее сейчас применяют, а к прошлому - стыдливо умалчивают. Построенная Анатолием Тимофеевичем хронологическая глобальная карта получает массу подтверждений, полученных другими методами и цивилизационными исследованиями. Я упоминал книгу Герцмана, которая дает прямое подтверждение (независимым методом анализа античных письменных источников о музыке) тем выводам, к которым пришел Фоменко. Колоссальная его заслуга в том, что он, по сути дела, возродил русский энциклопедизм.

А.М.: Спасибо Вам большое. У нас на связи был профессор, доктор химических наук Ярослав Кеслер. Меня спрашивают, почему я не пригласил оппонентов Фоменко. Я пытался с помощью людей, которые гораздо больше меня понимают в том, что сделал Анатолий Тимофеевич, «донести», составить некое представление о его методах и подходах к истории. Профессор Тужилин говорил, что гамильтоновы системы применимы, в том числе, к изучению микромира. Профессор Давиденко говорил, что методы Фоменко могут быть подтверждены геологией. Кеслер говорил то же об области химии. Виталий Сундаков просто ездит по всему миру и наблюдает многие нестыковки. Я напоминаю, что сегодня, 13 марта, исполнилось 60 лет академику Фоменко. Вне зависимости от того, как можно оценивать его книги по истории, это – явление. Более 30-ти лет он со своими соратниками занимается разработкой исторической проблематики с применением математического инструментария. Надеюсь, эта работа будет продолжаться. «Неизвестная планета» и «Маяк-24» поздравляют академика Фоменко. Читайте его книги, если вам интересно. Если неинтересно. То просто знайте, что таких математиков, как Фоменко, в мире несколько десятков человек.

Источник - http://www.neplaneta.ru/

< Пред.   След. >


  [Главная] arrow Стенограммы arrow "Переворот в истории" - к юбилею А.Фоменко - 13-03-2005
© 2001-2019. Все материалы сайта являются интеллектуальной собственностью их авторов.
Права на электронные версии - Кирилл Люков, http://imperia.lirik.ru.
Публикация, перепечатка без разрешения правообладателя, цитирование без указания автора - запрещены.
Сделано в Лаборатории сайтов

Спаму - бой!