27 June 2019  
[Главная] [Поиск] [Форум] [Ссылки] [Линкотека] [Библиотека]
Авторы
А.Т.Фоменко и Г.В.Носовский
Н.А.Морозов
Книги
М.М.Постников
Й.Табов
Проект `Хронотрон`
И.Кузьмин
В.И.Щербаков
Другие материалы
Публикации
Апокрифы
Аудио материалы
Стенограммы
Линкотека
Библиотека
Друзья

Официальный сайт А.Т.Фоменко и Г.В.Носовского

Первый в России журнал по КРИПТОИСТОРИИ

Электронный научный общественный альманах

НЕТ глобализации, ДА величию России.

Авиа Навигатор


Темы форума

ИМПЕРИЯ

КУНСТКАМЕРА
Счетчики
liveinternet.ru: показано число просмотров и посетителей за 24 часа

Находится в каталоге Апорт

Яндекс цитирования

Исправим ошибки!
Спонсор страницы
 

Версия для печати
Калюжный Д.В.,Жабинский А.М. - Другая история литературы
Главы для публикации предоставлены авторами
КАЛЮЖНЫЙ Дмитрий
ЖАБИНСКИЙ Александр

ДРУГАЯ ИСТОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ

 

Каждый год в сентябре, к началу школьных занятий,
Стоят по рабочим окраинам женщины в писчебумажных лавках
И покупают для детей учебники и тетради.
В отчаянии выуживают они последние гроши
Из потрепанных сумочек и сокрушаются,
Что знание нынче так дорого.
Они не догадываются,
Насколько плохо то знание, которое
Предназначено для их детей.

Бертольд Брехт.

 
ИНСТРУКЦИЯ
как правильно читать эту книгу
  1. Эту книгу следует читать медленно и с удовольствием.
  2. Если при чтении этой книги Вы встретите незнакомое слово, смысла которого не понимаете даже из контекста, постарайтесь выяснить, что оно означает, и только потом читайте дальше.
  3. Убедитесь, что Энциклопедический и Толковый словари доступны Вам (имеются дома, на работе, у соседа или у любовницы). В крайнем случае, поинтересуйтесь в отделении милиции, где находится ближайшая к Вашему населенному пункту библиотека.
  4. Эту книгу следует читать не менее двух раз, с промежутком не менее чем в полгода.
  5. Эту книгу не следует рекомендовать детям до 16 лет.
  6. Читая эту книгу, следует иногда посматривать на последнюю страницу, где помещены “синусоиды” А.М. Жабинского, — но не раньше, чем Вы поймете, что Вам это необходимо.

    Предисловие

В книге французского писателя Франсуа Рабле (1494–1553) “Гаргантюа и Пантагрюэль” есть такая удивительная фраза:

“У вас у всех там столько свободного времени, что вы не знаете, куда его девать, и тратите вы его на то, чтобы говорить, спорить и писать всякий вздор о нашей госпоже королеве. Цицерон не нашел ничего лучшего, как отвлечься ради этого от своего “Государства”, и Диоген Лаэртский туда же, и Феодор Газа, и Аргиропуло, и Виссарион, и Полициано, и Бюде, и Ласкарис, и все эти чертовы пустоголовые мудрецы, коих число было бы не так велико, когда бы к ним уже в наше время не присоединились Скалигер, Биго, Шамбрие, Франсуа Флери и еще какие-то саврасы без узды”.

Почему-то не заметно в этом тексте Рабле, что от Цицерона промчалось более полутора тысяч лет, да и от Диогена Лаэртского немногим меньше. Он их упоминает наравне со своими старшими современниками. Литературоведы, назвав роман Рабле “сатирой”, эту конкретную фразу объясняют очень просто: обычный средневековый анахронизм. А словом “анахронизм” называются такие ошибки в творчестве писателей, когда события и черты одной эпохи авторы приписывают другой эпохе. Специальное же словцо для обозначения подобных ошибок понадобилось придумывать потому, что, по сообщению Литературного энциклопедического словаря, “анахронизмы органичны для искусства и литературы средних веков и Возрождения”, то есть ими переполнены тексты того времени. Вот интересно: “античные” писатели анахронизмами не страдали, современные тоже, а только средневековые.

В чем же причина такой странности? Легко догадаться, что ее нужно поискать в самой хронологии. Ведь последовательность событий мировой истории в том виде, в каком она теперь известна литературоведам, составил вскоре после Рабле сын упомянутого им Юлия Скалигера, Иосиф (1540–1609), хотя, разумеется, и до него писатели и прочие интеллектуалы имели какие-то представления о прошлом человечества. Известно им было и слово “антика”. Но именно Скалигер высчитал, в какие годы от Сотворения мира была “антика”, а в какие — средневековье и прочие времена, а затем Дионисий Петавиус перевел эти даты в эру от Рождества Христова.

Если же Скалигер ошибся — случайно или намеренно, — и приписываемые античному миру люди и приключения “съехали” от своего настоящего места в истории в далекое прошлое, то средневековые анахронизмы становятся, конечно, неизбежными. Ведь автор XIV века, лично знакомый с Цицероном, знакомство с “древним” римлянином так или иначе в своих текстах проявит, что потребует от историков объяснений, почему это произошло. А объяснить это в рамках скалигеровской хронологии они не могут, и для простоты объявляют представления писателей средневековья и Возрождения “ошибочными” в любой удобный для себя момент, то есть когда они (средневековые представления об истории) перестают соответствовать той истории, которую нынешние ученые выучили в школах и институтах.

Но ведь можно пойти по другому пути: свести “анахронизмы” в одну шкалу и посмотреть, нет ли здесь системы.

Мы сделали это в книге “Другая история искусства”, проанализировав стилистику произведений изобразительного искусства за все время существования человечества. Оказалось, века традиционной истории как бы складываются в некую “гармошку”, — мы назвали ее синусоидой, — с шагом в девять веков так, что некоторые периоды “античности” или “древности” совпадают со временем “возрождения” этой античности или древности. При сложении синусоиды получается некая “объемная” история, в которой Цицерон (или Диоген Лаэртский) действительно может оказаться близким современником Рабле, только жившим не во Франции или Северной Италии, а в Риме, Константинополе или на Сицилии.

Анализ произведений литературы подтверждает и дополняет выводы, сделанные нами из анализа произведений искусства. В этой книге мы прежде всего обращаем внимание на стилистические параллели, для прояснения которых используем капитальный академический труд “История всемирной литературы” (1983–1994). Его авторы сами нашли и показали эти параллели в литературе разных эпох, и нам, цитируя их, оставалось только не обращать внимания на “разъяснения” о том, что глупые средневековые писатели страдали страстью к “анахронизмам”.

А кстати, если посмотреть на проблему широко, то можно найти “средневековые анахронизмы” и у античных авторов, причем обнаружится столь большее количество стилистических параллелей в мировой литературе, что даже историкам и литературоведам станет ясна необходимость в корректировке нынешней традиционной хронологии.

< Пред.   След. >


  [Главная] arrow Проект `Хронотрон` arrow Калюжный Д.,Жабинский А.-Другая история литературы arrow Предисловие
© 2001-2019. Все материалы сайта являются интеллектуальной собственностью их авторов.
Права на электронные версии - Кирилл Люков, http://imperia.lirik.ru.
Публикация, перепечатка без разрешения правообладателя, цитирование без указания автора - запрещены.
Сделано в Лаборатории сайтов

Спаму - бой!