Главы для публикации предоставлены автором

С. И. Валянский. Теория информации и образование. Условия выживания России.
Серия «АИРО-МОНОГРАФИЯ». М.: АИРО-ХХ; «Крафт+». 2005. 140 с.
Актуальнейшая проблема сегодняшнего дня - выход из системы глобальных кризисов, с которыми столкнулось население Земли, и переход к «обществу разумного потребления», обществу знания. Огромную роль в этом процессе играет образование - социальный институт, одной из задач которого является сохранение и трансляция знания (информации) в социальных системах. А что такое информация? Изначально её теория возникла для нужд техники. Из-за этого многие её аспекты остались не развитыми, потому что они просто не были важными для технических систем. Применение теории информации к биологическим системам уже заставило заняться вопросом возникновения новой информации. А работа с социальными системами выдвинула такие понятия, как ценность, эффективность, сложность информации и т. д. Более полный подход к теории информации, в свою очередь, позволяет найти решения ряда проблем в теории социальных систем, в частности - в образовании, и показать пути оптимизации этих процессов.
Содержание
Введение Глава 1. Теория информации 1.1. История возникновения теории информации 1.2. Эволюция стилей мышления 1.3. Особенность объектов общественных наук с точки зрения математики 1.4. Что можно почерпнуть из методологии физики 1.5. Хронотроника 1.6. Создание новой информации 1.7. Соотношение между информацией и энтропией 1.8. Ценность, эффективность и сложность информации 1.9. Рецепция информации 1.10. Передача информации 1.11. Первичная и вторичная информация 1.12. Социальная информация 1.13. Горизонт предсказания 1.14. Два потока информации
Глава 2. Процессы выбора и отбора в сложных системах на конвергентных и дивергентных фазах развития 2.1. Эволюция социальных структур 2.2. Конвергентная фаза развития 2.3. Дивергентная фаза эволюции 2.4. Силовое и параметрическое переключение 2.5. Иерархия уровней информации в развивающихся системах 2.6. Возникновение алфавита
Глава 3. Образование 3.1. Новый этап в развитии образования 3.2. Роль государства. Формирование цели 3.3. Неоднородность образования 3.4. К истории элитного инженерного образования в СССР 3.5. Взаимодействие социальных структур разного уровня Специализация, иерархия и управление Конкуренция и специализация 3.6. Иерархия в образовании и горизонтальные структур Структурные пропорции в развитии высшей школы Моделирование изменений возрастной структуры преподавательских кадров 3.7. Упреждающее развитие образования 3.8. Образование как нелинейная система 3.9. Непрерывное образование 3.10. Дистанционное образование 3.11. Качество образования 3.12. Иностранный опыт Словарь Литература
|